Памятник жертвам 11 сентября работы Церетели будет установлен на берегу Гудзона, в Джерси, напротив Нью-Йорка
www.tsereteli.ru
Памятник жертвам 11 сентября работы Церетели будет установлен на берегу Гудзона, в Джерси, напротив Нью-Йорка Возмущенные жители Джерси протестуют против установки монумента высотой в 10-этажный дом, который, по их словам, является "чем-то средним между шрамом и женским половым органом"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Памятник жертвам 11 сентября работы Церетели будет установлен на берегу Гудзона, в Джерси, напротив Нью-Йорка
www.tsereteli.ru
 
 
 
Возмущенные жители Джерси протестуют против установки монумента высотой в 10-этажный дом, который, по их словам, является "чем-то средним между шрамом и женским половым органом"
www.tsereteli.ru
 
 
 
Церетели - феномен мира искусства. Этнический грузин, живущий в России более 40 лет, он самый известный художник и скульптор страны, над которым чаще всего насмехаются, обнако он числится в друзьях мировых лидеров и голливудских звезд
www.tsereteli.ru

В США разрастается скандал по поводу памятника Зураба Церетели жертвам 11 сентября. Возмущенные жители Джерси протестуют против установки монумента высотой в 10-этажный дом, который, по их словам, является "чем-то средним между шрамом и женским половым органом". Самому Церетели его проект очень нравится, отмечает The Times в материале, перевод которого публикует Inopressa.ru.

Как пишет издание, Церетели - феномен мира искусства. Этнический грузин, живущий в России более 40 лет, он самый известный художник и скульптор страны, над которым чаще всего насмехаются. Любимец политической элиты, он воздвигает свои "монументы" по всему миру.

Теперь Церетели, который числится в друзьях мировых лидеров и голливудских звезд, втягивается в новый скандал. Вопреки протестам местных жителей, его памятник жертвам 11 сентября будет установлен на берегу Гудзона, в Джерси, напротив Нью-Йорка.

Гигантское сооружение представляет собой 10-метровий титановый шар в форме слезы, подвешенный внутри 30-метровой бронзовой рамы с дырой с рваными краями. Один из выживших во время атаки на Всемирный торговый центр назвал памятник "чем-то средним между шрамом и женским половым органом".

Согласно замыслу Церетели, этот памятник будет "капать". По бронзовой раме в "слезу печали" будет подаваться вода, охлажденная почти до температуры замерзания и в результате падающая крупными каплями длиной в фут. "При вашем приближении, вы отражаетесь в слезе, как будто это вы плачете", - говорит Церетели.

Идея мемориала 11 сентября возникла в первые дни после того, как самолеты нанесли удар по Всемирному торговому центру в 2001 году. "Когда я увидел, что произошло, эту трагедию, она меня тронула, - вспоминает Церетели. - Я поймал себя на том, что у меня слезы на глазах. Мои эмоции сразу же начали выплескиваться на бумагу". Эти эскизы воплотились в предложение, принятое в прошлом году комитетом, созданным в Джерси, чтобы выбрать проект мемориала жертв 11 сентября.

Сооружение будет стоять на девятигранном гранитном основании, на котором будут написаны имена 3,4 тыс. жертв, говорит Церетели.

Он везет из России в Джерси группу из 20 инженеров, сварщиков и альпинистов, которые начнут работу в августе. Мемориал частями везут через Атлантику из Петербурга. Строительство должно закончиться к третьей годовщине терактов, сообщает издание.

Церетели выбрал участок на берегу Гудзона, увидев его с вертолета. На этом месте ничто не загораживает памятник, и он виден со всех сторон.

Местные жители не в восторге от такого выбора, хотя Джерси не платит за памятник, и это единственная причина, по которой ему было отдано предпочтение, отмечает The Times.

Ассоциация жителей ведет кампанию против памятника, и городской музей Джерси призвал пересмотреть решение. В скульптуре "используется банальный символ печали, и его банальность усугубляется большим размером", написал недовольный художник в Hudson Reporter.

Мэр Джерси Глен Каннингэм защищает решение, согласно которому проекту Церетели было отдано предпочтение перед 65 другими предложениями. "Посмотрите на Пикассо, Микеланджело, да хоть Леонардо да Винчи, - заявил он журналистам в апреле. - Люди считали да Винчи безумцем. Какой крупный художник не вызывает споров?"

Церетели энергично себя защищает. По его словам, одна американская журналистка написала "всю возможную ложь и гадости". "Мой адвокат связался с ее редактором, и ее отправили в Африку. Если кто-то критикует монумент против терроризма, он сам террорист", - заявил он. Что касается оппонентов на родной земле, он говорит, "это все политика".

Он отвергает разговоры о протестах в Джерси. "Он всем нравится", - жизнерадостно заявляет он, остановившись перед макетом пресловутого мемориала.

Церетели - автор десятков гигантских скульптур, стоящих по всему миру. Среди них "Добро побеждает зло", установленная перед штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке - святой Георгий, пронзающий копьем двуглавого дракона среди гильз ядерных ракет. Есть еще статуя Колумба высотой почти 100 м, отвергнутая пятью американскими штатами, прежде чем пуэрториканцы согласились взять ее в 1999 году.

В России Церетели вызывает даже больше споров, чем за границей. Он родился в Тбилиси в 1934 году, учился на художника и быстро привлек внимание советской элиты своими смелыми мозаиками. Его связи с номенклатурой дали ему возможность в 1960-е годы поехать во Францию, где он познакомился с двумя своими кумирами, Шагалом и Пикассо.

В 1990-е годы Церетели стал фаворитом могущественного мэра Москвы Юрия Лужкова, который, по сути, дал ему карт-бланш на возведение скульптур в городе.

"Это имело чудовищные последствия", - говорит Марат Гельман, владелец известной галереи, возглавляющий борьбу с произведениями Церетели и называющий стиль художника "безвкусным кичем, где смешиваются разные стили и периоды".

Противники грозились взорвать памятник Петру Великому, установленный на берегу Москвы-реки в 1997 году. Секрет успеха художника, по мнению директора Государственного архитектурного музея имени Щусева Давида Саркисяна, заключается в его упорстве и опыте. "Он великий организатор, а его работа полностью отвечает ожиданиям масс. Нынешние времена - это новое средневековье: культура разгромлена, и ей на смену пришел кич. Церетели здесь вполне на месте", - говорит он.

С точки зрения художника, это не более чем зависть. "Некоторые не любят Лужкова, и им нужен козел отпущения, на которого можно направить свой гнев. Я удобная мишень", - говорит он. К тому же клеветникам не удается поколебать уверенность Церетели. У дверей его мастерской стоит "роллс-ройс", а по стенам развешаны его фотографии с Катрин Денев, Кофи Аннаном, Джорджем и Барбарой Буш, президентом Путиным. "Меня вдохновляют солнце, добрые друзья, вкусная еда, - говорит он. - Я всегда смотрю вперед, а не назад".