Вышедший из литовской тюрьмы экс-префект САО Москвы заподозрил, что его адвоката убили
Вести-Москва
Вышедший из литовской тюрьмы экс-префект САО Москвы заподозрил, что его адвоката убили
 
 
 
Вышедший из литовской тюрьмы экс-префект САО Москвы заподозрил, что его адвоката убили
Вести-Москва

Бывший префект Северного округа Москвы Юрий Хардиков, обвиняемый в хищении 1 млрд рублей у жены экс-мэра Москвы Юрия Лужкова Елены Батуриной, обратился с письмом к генпрокурору РФ Юрию Чайке, в котором попросил изучить обстоятельства странной смерти своего адвоката. Хардиков в начале сентября вышел под подписку о невыезде из следственного изолятора в Вильнюсе, куда он попал по подозрению в отмывании денег, приехав из Германии в Литву. После выхода из тюрьмы 3 сентября Хардиков попросил политического убежища в этой стране.

Как в пятницу Хардиков рассказал "Интерфаксу" по телефону из Литвы, в письме генпрокурору он сообщил, что у него имеются факты вымогательства, связанные, по его мнению, с последовавшей затем смертью его адвоката Михаила Жидкова. По словам Юрия Хардикова, накануне заседания президиума Мосгорсуда, назначенного на 6 августа 2010 года, к его защитнику поступило предложение за взятку в 1 миллион евро изменить меру пресечения экс-чиновнику.

Хардиков, по его словам, отказался платить деньги, так как не считает себя виновным в совершении каких-либо преступлений. В итоге президиум Мосгорсуда отклонил надзорную жалобу защиты экс-префекта. По данным Хардикова, Жидков в день получения постановления Мосгорсуда с признаками отравления и сильной интоксикацией обратился в частную клинику, где у него произошла остановка сердца, передает РИА "Новости". Как сообщил Хардиков Российскому агентству правовой и судебной информации (РАПСИ), оттуда юрист был перевезен в 33-ю горбольницу, где и скончался через три недели, не приходя в сознание.

Михаила Жидкова похоронили 1 сентября. Бывший чиновник теперь хочет знать, была ли смерть юриста естественной или насильственной. Экс-префект в письме пообещал по первому требованию предоставить правоохранительным органам факты, подтверждающие его слова. В заявлении Хардиков уточнил, что не готов посылать доказательства по почте и ждет личного обращения сотрудников прокуратуры. Как сообщил бывший префект, ответа из прокуратуры ему еще не поступало, а заявление было направлено по почте 22 сентября.

По словам Хардикова, Жидкову поступали угрозы еще во время расследования уголовного дела, возбужденного в январе 2009 года в отношении чиновников префектуры САО, подозревавшихся в том, что не заплатили за гостиницу более 600 тыс. рублей, предоставив сделать это зависимым от них коммерсантам. Следственными органами СКП РФ по Москве в отношении двоих сотрудников префектуры САО столицы тогда было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

Следствие установило, что в 2007 году руководством префектуры было организовано выездное мероприятие в одном из подмосковных отелей для глав управ районов округа и членов их семей. Как выяснили следователи, огромную задолженность по услугам гостиничного и иного обслуживания позднее погасила коммерческая фирма, осуществляющая свою предпринимательскую деятельность на территории САО.

Как пояснил Хардиков, по делу о семинаре он проходил свидетелем. "Крика было много, а всех, кого пытались осудить, оправдали. Жидков меня защищал в том деле. Он говорил мне, что ему угрожали, пытались предложить деньги, чтобы он отказался меня защищать, но он был моим адвокатом до конца", - добавил экс-префект.

В разговоре с агентством Хардиков коснулся и своего уголовного дела. Он заявил, что неоднократно обращался в Генпрокуратуру по поводу действий главы "Интеко" Елены Батуриной и московской милиции, но реакции так и последовало. Экс-префект напомнил, что 6 августа президиум Мосгорсуда оставил в силе постановление о его заочном аресте, вынесенное в ноябре 2009 года.

По словам Хардикова, до 3 декабря миграционные органы Литвы должны принять решение об удовлетворении его прошения или отказать ему в этом. "Если откажут - поеду домой. Надеюсь, к тому времени суд снимет с меня нелепый арест по фальсифицированному делу. Посмотрим, как будет развиваться история, пока ничего неизвестно", - сказал бывший чиновник.

Хардиков уверен, что его оправдают и в Литве, и в России

Юрий Хардиков рассказал и о деле, которое в отношении него было возбуждено в Литве. По словам экс-чиновника, московская милиция послала в Вильнюс письмо, что он похитил у Батуриной миллиард. Местные правоохранительные органы на основании этого письма арестовали все его счета, пояснил экс-префект. "Подозревают, что я нажил деньги нечестным путем, а сюда, в Литву, переслал их для того, чтобы ими воспользоваться", - сказал Хардиков.

Как заявил бывший префект все деньги, переведенные из Сбербанка РФ, а вовсе не из Германии, как писали СМИ, "совершенно законны, в России они были все продекларированы". Также Хардиков назвал несоответствующей действительности и упоминаемую в СМИ сумму в размере 39 млн долларов, которой он располагает.

Юрий Хардиков уверен, что правоохранительные органы Литвы в ближайшее время разберутся в ситуации и дело закроют. Экс-префект надеется, что в России с него снимут обвинения, и он сможет вернуться. Хардиков отметил, что уехал из России, опасаясь за свою жизнь.

Как заявил в пятницу Российскому агентству правовой и судебной информации (РАПСИ) экс-префект, по его мнению, уголовное дело в отношении него после отставки Лужкова "может быть введено в рамки правового поля и закрыто за отсутствием состава преступления". "Батурина и Лужков своими ресурсами держали это дело, тогда как там нет оснований для возбуждения уголовного дела, это типичный гражданско-правовой спор", - сказал Хардиков.

Как стало известно "Интерфаксу", известные общественные деятели подготовили обращение к российскому руководству, в котором выразили поддержку экс-префекту и попросили организовать объективное расследование уголовного дела Хардикова. "Мы обеспокоены судьбой и безопасностью этого человека", - отмечается в обращении, распространенном в Москве в пятницу.

Документ подписали: герой Советского Союза, летчик Виктор Пугачев, певец Николай Расторгуев, продюсер Игорь Матвиенко, кинорежиссер и актер Олег Фомин, народный артист России Леонид Якубович, тренер Виктор Тихонов, президент хоккейного клуба ЦСКА Борис Михайлов, двукратная олимпийская чемпионка Татьяна Овечкина и ее сын, двукратный чемпион мира по хоккею Александр Овечкин.

Подробности уголовных дел в отношении Хардикова

Юрий Хардиков занимал должность префекта САО с июля 2007 года по февраль 2009 года. До назначения на эту должность он служил в органах МВД, работал в РАО "ЕЭС России". В начале прошлого года Юрий Хардиков выехал за границу. В январе 2009 года московское управление СКП возбудило в отношении него уголовное дело по факту превышения должностных полномочий.

16 февраля 2009 года Лужков отстранил Юрия Хардикова от должности. Сообщалось, что решение об отставке Хардикова принималось "с учетом системных ошибок и просчетов в его работе". Префекту мэр объявил несколько выговоров. В мае 2009 года главное следственное управление ГУВД Москвы возбудило в отношении Хардикова еще одно уголовное дело.

По версии следствия, в 2005 году, занимая пост главы "Кубаньэнерго", Хардиков продал Елене Батуриной участок земли в Сочи, зная, что тот арестован по решению суда. Ущерб компании "Интеко" составил 1 миллиард рублей, считает следствие.

Как сообщили литовские СМИ, Юрий Хардиков был задержан в Литве в начале августа. Он пробыл в следственном изоляторе около месяца. Теперь он живет в Вильнюсе и ждет окончания предварительного расследования по подозрению в отмывании денег. По данным прессы, в прошении о политическом убежище Хардиков указал на то, что в случае его возвращения в Россию Лужков и Батурина "учинят над ним расправу". Литовская газета Vilniaus diena писала, что 39 млн долларов в литовский банк SEB Хардиков перевел из Германии.

По данным прессы, Хардиков начал разбивать перечисленные на счет в Литве миллионы на мелкие суммы, чем вызвал подозрение у правоохранительных органов в отмывании незаконно полученных средств.