Драгоценности, принадлежавшие российской царской семье Романовых, после революции были тайно вывезены за границу и проданы, а вырученные за них деньги - потрачены на финансирование коммунистической газеты
Архив NEWSru.ru
Драгоценности, принадлежавшие российской царской семье Романовых, после революции были тайно вывезены за границу и проданы, а вырученные за них деньги - потрачены на финансирование коммунистической газеты Как следует из документов, царские жемчуг и бриллианты, оказавшиеся в руках большевиков, попали в Великобританию в 1920 году, причем их спрятали в коробке шоколадных конфет
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Драгоценности, принадлежавшие российской царской семье Романовых, после революции были тайно вывезены за границу и проданы, а вырученные за них деньги - потрачены на финансирование коммунистической газеты
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Как следует из документов, царские жемчуг и бриллианты, оказавшиеся в руках большевиков, попали в Великобританию в 1920 году, причем их спрятали в коробке шоколадных конфет
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Контрабандистом выступил руководитель газеты The Daily Herald Френсис Мейнелл. Драгоценности на сумму около 40 тысяч фунтов он получил от лидеров молодого советского государства в качестве помощи британскому левому движению
Архив NEWSru.ru

Драгоценности, принадлежавшие российской царской семье Романовых, после революции были тайно вывезены за границу и проданы, а вырученные за них деньги - потрачены на финансирование коммунистической газеты. Об этом стало известно из архивов британской контрразведки MI5, которые были рассекречены во вторник.

Как следует из документов, царские жемчуг и бриллианты, оказавшиеся в руках большевиков, попали в Великобританию в 1920 году, причем их спрятали в коробке шоколадных конфет.

Контрабандистом выступил руководитель газеты The Daily Herald Френсис Мейнелл. Драгоценности на сумму около 40 тысяч фунтов он получил от лидеров молодого советского государства в качестве помощи британскому левому движению, сообщает BBC.

Архивы MI5 описывают Мейнелла как "ультрасоциалиста, который в молодости предпринял неудачную попытку пустить под откос военный поезд, однако успех пришел к нему позже, когда Советский Союз начал финансировать коммунистические партии по всему миру".

Впервые Мейнелл попал в поле зрения британских спецслужб в 1916 году, когда, работая журналистом, он параллельно стал заниматься политикой.

Официально он стал всего лишь организатором католического антивоенного движения "Мир Папы Римского", однако британские власти называли это движение партией и обвиняли ее членов в том, что те ведут подрывную деятельность, выступая на стороне Германии.

От воинской службы Мейнелл уклонился, заявив, что его убеждения не позволяют ему участвовать в боевых действиях. После войны полиция продолжала присматривать за ним как за "крайне левым пацифистом", так как, став редактором The Daily Herald, он начал открыто выражать свою поддержку Советской России.

Особое внимание спецслужб привлекла поездка Мейнелла в Скандинавию. Именно там, по их данным, произошла передача драгоценностей.

Офицер британской разведки пишет в секретном докладе 1920 года: "Бриллианты большевиков ввезены в Англию Френсисом Мейнеллом замаскированными под шоколадные конфеты. Как я понимаю, в Стокгольме он купил коробку конфет, извлек из них начинку и начинил их драгоценностями".

В личном деле Мейнелла есть и его собственные записи, переданные журналистам вскоре после этой поездки.

"Один из ваших шпионов поселился (в Стокгольме) в соседнем со мной гостиничном номере. Пару раз он довольно неуклюже заваливался ко мне посреди ночи, бормотал невнятные извинения и ретировался", - вспоминает журналист.

"Я вышел на улицу и купил коробку шоколадных конфет. В основание большинства из них я вдавил по жемчужине или по бриллианту и снова закрыл серебристой фольгой. Коробку я оставил на столе, чтобы она привлекла внимание шпиона, и вышел из номера. Вернувшись, я обнаружил, что коробка была осмотрена и выдержала испытание. Я отправил ее в Англию, и она благополучно дошла", - пишет Мейнелл.

Позже в одном из газетных интервью Мейнелл утверждал, что через несколько лет бриллианты вернулись в Советский Союз и "нашли хорошее применение".

Несмотря на многолетний конфликт с британскими властями, в 1946 году Френсис Мейнелл был удостоен рыцарского звания, отмечает BBC.