Американский федеральный судья Шира Шейндлин, которая рассматривает дело российского предпринимателя Виктора Бута в Нью-Йорке, озвучила свое решение, касающееся протокола первого допроса бизнесмена. Шейдлин окончательно запретила прокуратуре цитировать заявления Бута, сделанные следователям после его ареста в Бангкоке в марте 2008 года, сообщает ВВС.
Судьба этого протокола в деле предполагаемого "оружейного барона" и "торговца смертью" решалась несколько раз: сначала он входил в материалы, затем 25 августа 2011 года Шейндлин его исключила, потом через два отозвала свое постановление без объяснения причин, а накануне опубликовала новое.
Второй вариант отличается от первого тем, что судья убрала сделанные ей ранее заявления о том, что следователи Управления по борьбе с наркотиками (DEA), допрашивавшие Бута в Бангкоке, лгут. Она решила использовать более дипломатичные формулировки. Тем не менее суть постановления осталась прежней - Шейдлин вновь запретила обвинению цитировать присяжным запись его допроса в Бангкоке.
По мнению экспертов ВВС, это решение является победой защитников россиянина, хотя, на первый взгляд, скорее психологической.
В прошлом судья выражала недоумение, почему защитники Бута и прокуроры так упорно препираются по поводу заявлений, сделанных им на допросе в Бангкоке.
Записки Закариасевица
По версии обвинения, Виктор Бут и проходящий с ним по делу Эндрю Смулян, находясь весной 2008 года в Бангкоке в отеле Sofitel, вели переговоры о продаже оружия организации "Революционные вооруженные силы Колумбии" (FARC), которая внесена Соединенными Штатами в список террористических. В качестве переговорщиков к ним были подосланы агенты американского управления по борьбе с наркотиками, выдавшие себя за эмиссаров FARC.
Если верить американской прокуратуре, у которой имеется полная запись встречи, Бут сообщил агентам, что готов поставить FARC все необходимое, в том числе 700-800 ПЗРК, 5 тысяч автоматов Калашникова, взрывчатку С-4 и миллионы патронов. После этой встречи Бут и Смулян были арестованы таиландскими властями в марте 2008 года. Тогда же россиянина допросил в Бангкоке следователь DEA Роберт Закариасевиц. Причем, по традиции, записал показания от руки.
Как передает ВВС, Бут сделал им заявление, изложение которого занимает один-единственный абзац. Если верить записям Закариасевица, россиянин заявил, что у него на самом деле не было сношений с FARC: он не верил, что его собеседники являлись эмиссарами этой организации, хотя они его в этом убеждали; под конец встречи с ними он уже не верил, что обсуждавшаяся сделка состоится.
Бут был арестован по запросу США и экстрадирован в эту страну в ноябре 2010 года. Прокуратура США вынесла россиянину четыре пункта обвинения - сговор с целью убийства американцев; сговор с целью убийства американских должностных лиц; сговор с целью продажи противовоздушных ракет и поддержки терроризма через сотрудничество с FARC. Бут все обвинения отвергает.