Евросоюз планирует принять спорный закон против отрицания геноцида
Архив NEWSru.ru
Евросоюз планирует принять спорный закон против отрицания геноцида
 
 
 
Евросоюз планирует принять спорный закон против отрицания геноцида
Архив NEWSru.ru

Согласно предложенному в ЕС законопроекту против "отрицания геноцида", люди, подвергающие сомнению официальную историю недавних конфликтов в Африке и на Балканах, могут быть осуждены на срок до трех лет. Германия, которой сейчас принадлежит переходящее председательство в ЕС, предложит нынешней весной закон по борьбе с "расизмом и ксенофобией", пишет Daily Telegraph.

Проект общеевропейского закона содержит планы запретить отрицание Холокоста – в нем появится статья, не предусмотренная британским законодательством.

Однако эти предложения, с которыми удалось ознакомиться The Daily Telegraph, идут много дальше. Согласно проекту, преступниками будут признаваться те, кто ставит под сомнение размах военных преступлений, имевших место в последние 20 лет.

Данный закон неизбежно вызовет по всей Европе серьезное возмущение: а как же свобода слова и научные исследования?

Дебора Липштадт, профессор Института новейшей еврейской истории и изучения Холокоста в Университета Эмори в Атланте, считает немецкое предложение неуместным. "Я сторонница такой неприятной мелочи, как свобода слова, и меня очень беспокоит, когда правительства ее ограничивают", – заявила она вчера.

"Как определить, что является отрицанием? Кто будет писать историю: историки или судьи?"

Проект, предложенный Берлином, дает расширенное определение отрицания Холокоста как "значительного умаления фактов геноцида по расистским или ксенофобским мотивам" и передает это преступление в юрисдикцию Международного уголовного суда.

МУС был создан в 2002 году на волне международного возмущения военными преступлениями и предполагаемыми случаями геноцида в бывшей Югославии и в Африке. Было сочтено, что суды этих стран либо не способны, либо не желают осуществлять правосудие.

В тексте проекта говорится: "Каждое государство-участник должно принимать меры по наказанию за следующие намеренные деяния: публичное оправдание, отрицание или серьезное умаление фактов геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений, определение которых дано в уставе МУС".

Генерал Льюис Макензи, бывший командующий миротворческими силами ООН в Боснии, два года назад вызвал неоднозначную реакцию, когда поставил под сомнение число убитых в Сребренице в 1995 году.

Он не согласился с тем, что данное убийство было официально названо геноцидом, и подверг "серьезному сомнению" оценку числа погибших боснийцев – 8 тыс. человек. "Такое количество, 8 тысяч убитых, попросту противоречит математике", – написал он.

Защитники прав человека на Балканах назвали генерала Макензи "явным отрицателем геноцида в Сребренице". В случае одобрения указанного законопроекта полиция может расследовать подобные заявления, если на них поступит жалоба со стороны лиц, расследующих военные преступления, или активистов.

Пресс-секретарь правительства Германии заявил: "Подпадает ли некое историческое преступление под вышеуказанные определения, будет в каждом случае решать суд".

Если государства ЕС одобрят данный проект, то для правозащитников и организаций, добивающихся появления в европейских судах законов против отрицания геноцида, начнется настоящий сезон охоты.

Представители Европейской комиссии настаивают, что закон необходим: "Расизм и ксенофобия могут проявляться в форме отрицания геноцида, поэтому крайне важно предпринять активные действия".

Однако данный законопроект встретил серьезный отпор со стороны ученых, которые опасаются, что он задавит дискуссии по важнейшим вопросам современных международных отношений. (Полный текст на сайте Inopressa.ru)

Профессор Липштадт известна во всем мире тем, что ведет борьбу с отрицателями Холокоста.

В 2000 году британский историк Дэвид Ирвинг подал на нее в суд за клевету после того, как она продемонстрировала подтасовку Ирвингом исторических фактов и его связь с праворадикальными экстремистами, однако не добился успеха. При всем при том она не считает, что отрицание Холокоста или геноцида должно считаться преступлением.

"Холокост пользуется сомнительной привилегией самого хорошо документированного случая геноцида в истории, – рассказывает она. – Принимая такого рода законы, вы заставляете незнакомого с делом обывателя предположить, что у вас нет доказательств для аргументации своей точки зрения".

Профессор Липштадт обеспокоена также широким определением того, что такое отрицание геноцида, особенно в отношении недавних конфликтов, изучение и расследование которых продолжается до сих пор.

Даже без угрозы уголовного преследования есть опасения, что ученые постараются избежать дискуссий, игнорируя или даже замалчивая исследования, которые подвергают сомнению сообщения о геноциде или корректируют число убитых.

Дэвид Чендлер, профессор международных отношений в Центре изучения демократии Вестминстерского университета, опасается, что данный закон может помешать его работе.

"Моя работа по обучению и подготовке исследователей, да и научная работа вообще поощряет критическое мышление. А подобные меры усложняют ведение научных споров и дискуссий", – уверен он.

Профессор Чендлер также беспокоится, что инициатива законодателей помешает вести обсуждение внешней политики на демократических началах. "Сообщения о геноциде и трибуналы, расследующие военные преступления, тесно связаны с политикой и зачастую – с неоднозначным военным вмешательством Запада. Нужно ли принимать их без всяких сомнений? Правильно ли, что подобные споры будут решать судьи?" – спрашивает он.

Норманн Стоун, профессор истории в Университете Коч, Турция, считает, что любые попытки принять закон против отрицания Холокоста "довольно абсурдны".

"Я категорически против подобных вещей, – говорит он. – Нельзя, чтобы европейские или международные судебные органы грубо вмешивались и определяли, о чем нам можно говорить, а о чем нельзя".