Управление Верховного комиссара ООН по правам человека намерено расследовать ситуацию с правами человека в КНДР из соседней Южной Кореи
Reuters
Управление Верховного комиссара ООН по правам человека намерено расследовать ситуацию с правами человека в КНДР из соседней Южной Кореи
 
 
 
Управление Верховного комиссара ООН по правам человека намерено расследовать ситуацию с правами человека в КНДР из соседней Южной Кореи
Reuters

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека намерено расследовать ситуацию с правами человека в КНДР из соседней Южной Кореи. Такое заявление прозвучало на фоне вспыхнувшего в СМИ интереса к одному из самых закрытых азиатских государств. Интерес к Северной Корее на Западе подогрели красочные снимки сингапурского фотографа Арама Пана, который утверждает: в Северной Корее люди счастливы, они живут обычной жизнью. Между тем другой фотограф, француз Эрик Лаффорж, привез из КНДР совсем другие кадры: бедные дома и истощенные люди. По его словам, его просили удалить эти снимки, но ему удалось схитрить и сохранить информацию. А журналист Бенджамин Мак написал ужасающий отчет о том, как его лечили в больнице КНДР.

КНДР часто привлекает внимание правозащитников. В настоящее время, как указано на сайте управления Верховного комиссара ООН по правам человека, в организации существует Комиссия по расследованию в области прав человека в КНДР. В ее состав входят бывший судья Верховного суда Австралии Майкл Керби, правозащитница из Сербии Соня Бисерко и специальный докладчик по вопросу о положении в области прав человека в КНДР Марзуки Дарусман (Индонезия). После того как Пхеньян не дал экспертам разрешения на въезд в страну, "зеленый свет" на открытие постоянно действующего офиса правозащитникам дали в Сеуле, столице соседней Южнокорейской республики, сообщает ИТАР-ТАСС.

В феврале эксперты комиссии распространили первый доклад, в котором пришли к выводу, что в КНДР совершаются нарушения прав человека, которые могут быть приравнены к преступлениям против человечности. В докладе содержится рекомендация СБ ООН передать "северокорейское досье" в Международный уголовный суд.

В документе говорится о "практически полном отрицании права на свободу мысли, совести и религии, а также права на свободу мнения, выражения, собраний и ассоциаций", о грубом нарушении права на свободу передвижения, выбор места жительства. Журналисты подозревают власти Северной Кореи в нарушении права людей на справедливый суд. Необходимость соблюдения данных прав человека зафиксирована в Международном пакте о гражданских и политических правах, который был подписан властями КНДР в 1981 году. Таким образом можно утверждать, что государство нарушает свои обязательства перед гражданами.

Больница, совмещенная с баром

Одним из прав человека, которое постулирует, в частности, Декларация прав человека, является право на гарантированное минимальное медицинское обслуживание. Журналист Бенджамин Мак из The Business Insider, который побывал в медицинском учреждении Северной Кореи, опубликовал материал, из которого следует, что знакомство с медобслуживанием в КНДР его напугало. Мужчина отмечает, что он, как иностранец, должен был получить самое лучшее обслуживание: власти КНДР стараются произвести впечатление на гостей. При этом журналист отмечает: даже "высший сорт" медицинских услуг в Северной Корее оставляет желать лучшего.

По словам журналиста, в июне 2013 года он путешествовал по стране как турист, когда неожиданно почувствовал себя плохо. Его привезли в Чхончжин, где разместили в странном учреждении - оно было одновременно больницей и баром. Там пациент провел ночь в компании неизвестного человека, похожего на партийного функционера. Журналисту сделали укол и принесли еды, причем пища была обжигающе горячей. Как только пациент почувствовал себя лучше, ему, страдающему от некоторых симптомов заболевания, объяснили, что он уже вылечился, и посоветовали "уехать как можно скорее".

По словам корреспондента, он подхватил дизентерию. "Дизентерия может казаться развитым странам далеким воспоминанием, но в Северной Корее, где не хватает медикаментов и компетентных врачей, оно... является весьма реальной проблемой", - пишет The Business Insider. Издание отмечает, что, по данным Amnesty International, инфраструктура здравоохранения Северной Кореи "остро нуждается в помощи". В отчете организации говорится, что постельное белье в больницах не стирают, а иглы для подкожных инъекций не стерилизуют.

Издание напоминает, что журналисты AP в феврале 2009 года посетили роддом Пхеньяна, который считался гордостью республики. Они отметили, что внутри было так холодно, что пациенты были вынуждены надевать перчатки, пальто и шарфы. Также корреспонденты агентства отмечали, что в больнице используется устаревшее оборудование, созданное в 70-х годах прошлого века.

Расходы на здравоохранение на душу населения, по данным ВОЗ, составляет менее одного доллара США в год. Из-за нехватки медикаментов и докторов помощь получают не все. Дефицит рождает коррупцию: северокорейские врачи требуют денег за свои услуги, при чем те, кто заплатить не может, лишаются надежды на помощь.

В Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца сообщают, что, по крайней мере, медицинская подготовка врачей и медсестер в КНДР считается достаточной по международным стандартам.

Между тем недоедание в стране привело к эпидемии туберкулеза (по данным ЮНИСЕФ и ВОЗ от 2012 года, от недоедания страдали 25% детей в возрасте до пяти лет). Уровень детской смертности в этой стране намного выше, чем в соседней Южной Корее. На высоком уровне остается младенческая смертность (24,5 смертей на 1000 родов). Средняя продолжительность жизни в КНДР - на десять лет меньше, чем у их южных соседей. При этом правительство Северной Кореи отрицает наличие проблем в медицине.

Битва фотографий: жизнерадостные снимки VS запрещенные кадры

О Северной Корее за ее границами известно довольно мало. Единственным источником информации является официальное информационное агентство ЦТАК, которое передает пропагандистские, насыщенные пафосной риторикой сообщения, в основном заявления властей и отчеты о поездках по стране лидера государства Ким Чен Ына. О жизни в Северной Корее пытаются рассказывать туристы и журналисты, посещавшие эту страну. При этом многие сообщают: при поездке в КНДР к иностранцу приставляется гид, который рассказывает о жизни в Северной Корее (игнорируя "неудобные" вопросы) и следит, чтобы гость не ходил, куда не следует. Многие, побывавшие в КНДР, рассказывают о похожих впечатлениях: им демонстрирую красивую картинку, вероятно, далекую от реальной жизни в стране.

На днях сингапурский фотограф Арам Пан обнародовал несколько сотен фотографий, сделанных им во время поездки в КНДР. The Daily Mail, опубликовавшая часть из них на своем сайте, отмечает: фотограф ожидал увидеть умирающих от голода изможденных людей в военной форме, а нашел жизнерадостных азиатов, которые ведут вполне нормальную жизнь. На фотографиях Пана запечатлены улыбающиеся люди: мужчины в деловых костюмах, лакомящиеся мороженым; дети, развлекающиеся на пляже или в аквапарке; женщины в парикмахерской, бескрайние поля и высокие небоскребы. Фотограф делает вывод, что КНДР вовсе не похожа на "ад на земле" и люди там живут вполне обычной жизнью.

При этом в начале мая этого года та же The Daily Mail опубликовала снимки другого фотографа, француза Эрика Лаффоржа, которому удалось сохранить на карте памяти своей камеры информацию, которую в КНДР от него требовали удалить (теперь мужчине запрещен въезд в Северную Корею). На фотографиях больше всего людей в военной форме. Сам Лаффорж рассказал, что военных запрещено фотографировать в первую очередь, хотя на улицах их множество, и сложно сделать кадр без того, чтобы хоть один не попал на фотографию. На снимках изображены дети, которые работают в полях: некоторые из них, очевидно, истощены. Страдающих от недоедания также фотографировать нельзя, отмечает Лаффорж. Запрещено снимать плохо одетых людей, бедные дома. Нельзя фотографировать очереди и фиксировать перебои с электричеством.

Отметим, в середине мая репортер CNN Кенни Чжу впервые получил разрешение на съемку при помощи очков Google Glass: одним из условий северокорейских властей было обязательное "позитивное" отражение жизни страны на цифровых снимках.