В сенате США впервые за 6 лет было проведено закрытое заседание, чтобы ускорить расследование начала войны в Ираке
RTV International
В сенате США впервые за 6 лет было проведено закрытое заседание, чтобы ускорить расследование начала войны в Ираке "Наконец, после многих месяцев просьб, выклянчивания, писем, мы все-таки получаем возможность перейти на вторую стадию нашего расследования того, как была использована развединформация, чтобы втянуть нас в трудную войну с Ираком", – заявил журналист
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В сенате США впервые за 6 лет было проведено закрытое заседание, чтобы ускорить расследование начала войны в Ираке
RTV International
 
 
 
"Наконец, после многих месяцев просьб, выклянчивания, писем, мы все-таки получаем возможность перейти на вторую стадию нашего расследования того, как была использована развединформация, чтобы втянуть нас в трудную войну с Ираком", – заявил журналист
AFP
 
 
 
Обыкновенно невозмутимый лидер большинства Билл Фрист никак не мог подобрать слова, чтобы выразить свое возмущение перед журналистами
AFP

Во вторник демократы заставили сенат провести нечасто случающееся заседание при закрытых дверях. Без всякого предупреждения в середине дня главный демократ сената применил редко используемое Правило 21, которое заставило служащих американского парламента отключить камеры и закрыть массивные двери зала, а также вывести всех посетителей, журналистов и большую часть сотрудников, пишет газета Washington Post (перевод на сайте Inopressa.ru).

Когда стало понятно, что сенаторы будут обмениваться колкостями, но не будут обсуждать засекреченной информации, от планов обыскать зал с помощью собак, натасканных на поиск электронных жучков, отказались, продолжает американское издание.

Республиканцы осудили маневр демократов. Впервые за более чем 25 лет одна из партий настояла на проведении закрытой сессии без консультаций со второй партией. Однако это привело к тому, что в течение двух часов республиканцы сформировали двухпартийную комиссию по контролю за ходом составления доклада о довоенных разведданных, которое осуществляет Комитет сената по разведке. Демократы утверждают, что обнародование этого доклада откладывается уже почти год. "Наконец, после многих месяцев просьб, выклянчивания, писем, мы все-таки получаем возможность перейти на вторую стадию нашего расследования того, как была использована развединформация, чтобы втянуть нас в трудную войну с Ираком", – заявил журналистам лидер сенатского меньшинства Гарри Рейд, объявив о редкой победе демократов в конгрессе, контролируемом республиканцами.

В основе этой политической пиротехники лежал вопрос, который возмутил либералов, но сбил с толку многих конгрессменов-демократов, три года назад голосовавших за начало войны: утверждения о том, что чиновники администрации преувеличили военные возможности Ирака и его террористические связи, а затем сопротивлялись расследованиям провалов разведки. Осуждение в пятницу главного помощника Белого дома Льюиса "Скутера" Либби в нарушении клятвы, препятствовании правосудию и даче ложных показаний дало демократам новый повод требовать пролить свет на эти вопросы, включая усилия администрации по дискредитации ключевого критика довоенных утверждений об иракском ОМП.

Демократы были раздосадованы тем, что президент Буш не принес извинений после осуждения Либби и что назначением им нового кандидата на пост главы Верховного суда в понедельник сдвинуло дело Либби с главных страниц газет. Рейд заявил, что решение совета присяжных в отношении Либби говорит о том, что администрация "причастна к действиям, которые навредили нашей национальной безопасности и заслуживают морального порицания".

Обыкновенно невозмутимый лидер большинства Билл Фрист никак не мог подобрать слова, чтобы выразить свое возмущение перед журналистами. "Руководство демократов захватило сенат, – заявил он. – У них нет убеждений, у них нет принципов, нет идеалов". До этого его "никогда так не оскорбляли публично", "не давали пощечину", сказал он, добавив: "На протяжении следующих полутора лет я не смогу доверять сенатору Рейду". По завершении заседания Фрист казался намного спокойнее. Он согласился на формирование двухпартийной комиссии из шести сенаторов, которая к 14 ноября должна будет проинформировать сенат "о прогрессе Комитета по разведке о второй стадии пересмотра довоенной разведывательной информации и о графике этой работы".

Председатель Комитета по разведке Пэт Робертс отметил, что доклад в любом случае близок к завершению, однако демократы это оспаривают. Вице-председатель комитета Джон Рокфеллер начал сомневаться в доказательствах против Ирака за неделю до вторжения США в Ирак в марте 2003 года. Его интерес активизировался из-за известия о том, что администрация Буша передала инспекторам ООН сфабрикованные документы в поддержку обвинений против Ирака в том, что он пытался закупить ключевой компонент для производства ядерного оружия у Нигера.

Робертс сопротивлялся началу полноценного расследования на протяжении трех месяцев. Но в июне 2003 года, когда становилось все более очевидно, что в Ираке не найдут никакого оружия массового поражения, комитет дал добро на рассмотрение разведданных, на которые ссылалась администрация в оправдание войны. В феврале 2004 года сенаторы приняли решение о переходе во вторую стадию, на которой должно расследоваться то, как администрация Буша использовала разведданные, и публичные заявления, сделанные высокопоставленными чиновниками об иракской угрозе.

В июле 2004 года комитет выпустил первый доклад, в котором утверждалось, что американское разведывательное сообщество крайне некачественно и преувеличенно оценило военные возможности Саддама Хусейна. На второй стадии центром расследования должна была стать оценка этих разведданных администрацией и их использование. Источники, знакомые с работой комитета, заявили, что до сих пор никакого обстоятельного изучения этих вопросов проведено не было.

В июле этого года Отдел специальных планов министерства обороны прекратил сотрудничать с комитетом сената. Робертс заявил, что после того, как Рокфеллер предположил, что со стороны чиновников могли иметь место нарушения закона, ключевые чиновники наняли адвокатов и перестали общаться с сенаторами. Однако демократы отвергают эти заявления, называя их попыткой оправдаться.

Право проведения закрытых сенатских заседаний обеспечено статьей 1, раздел 5 конституции, и ранее конгресс уже встречался за закрытыми дверями. Однако в последние годы секретные заседания почти не практиковались. Самое последнее состоялось в феврале 1999 года, и на нем обсуждался импичмент, грозивший президенту Биллу Клинтону. Договоренность о проведении закрытого заседания была достигнута обеими сторонами.

По словам Рейда, он был вынужден добиваться закрытого заседания, чтобы ускорить расследование. "Единственное, с помощью чего нам удалось привлечь внимание, это провести три с половиной часа за закрытыми дверями, – подчеркнул он. – Тот факт, что этому расследованию чинят препятствия, является пощечиной для американского народа".

Рокфеллер заявил, что запросы демократов на предоставление информации о ходе расследования обычно наталкиваются на отказ или игнорируются. Он полагает, что руководство республиканцев в сенате действует по приказу администрации Буша, которая запрещает ему сотрудничать с демократами на этом направлении.

"Всякий раз, когда ход расследования подводил Комитет по разведке близко к роли Белого дома в использовании довоенных разведданных, нашим усилиям препятствовали снова и снова, – подчеркнул Рокфеллер. – Остается только усомниться в независимости конгресса Соединенных Штатов как независимой и равноправной ветви власти".