Израиль занял второе место среди стран Запада, после США, с точки зрения социального разрыва по показателям дохода, собственности, капитала, образования и расходов, а также степени бедности.
Хотя последние 20 лет многие страны страдают от разрастания социальной пропасти в результате глобализации и технологической революции, эта тенденция наглядна в Израиле более чем где-либо, пишет сегодня Ha`aretz.
Такая картина следует из отчета, представленного вчера президенту и кнессету представителем специального комитета, изучавшего и размах этого явления в Израиле, и причины, кроющиеся за ним.
Разрыв между богатством и бедностью проявляет себя, прежде всего, сравнительными размерами капитала, приходящегося на верхние и нижние показатели статистических таблиц. Так, около 800 млрд шекелей частного капитала находятся в руках 10% населения, в то время как на 90% приходится остаток - примерно 340 млрд. шекелей, сообщает газета в статье, перевод которой публикует Inopressa.
"В течение 20 лет израильские правительства вели вопиюще антисоциальную политику. И вот результат - ужасающие открытия, которые должны потрясти всякого, у кого есть совесть", заявил член Кнессета Ран Кохен (Мерец), возглавляющий комитет.
Данные получены из отчетов Центрального статистического бюро (ЦСБ), Национального института страхования (НИС), от свидетелей, выступавших перед комитетом, а также из научных исследований. Выявлено, что за последние 14 лет число бедных детей в Израиле выросло на 50%, а бедных семей - почти на 30%.
Члены комитета видят корни проблемы, в частности, в неудовлетворительных темпах роста валового национального продукта на душу населения; в том, что низок процент участвующих в трудовой активности; в высоком уровне безработицы на фоне значительного числа иностранных рабочих, занятых в производстве; в разрыве между уровнями образования, а также в высокой рождаемости в семьях, не участвующих в трудовой деятельности.
Эти разрывы и, как их следствие, бедность разрастаются, несмотря на то, что бюджет на соцобеспечение за двадцать лет удвоился - с 28% от госбюджета до 54%. Повысились также расходы на образование, здравоохранение, жилищное строительство, ассимиляцию и страхование.
"Вывод состоит в том, что для борьбы с социальным неравенством и бедностью требуются радикально иные меры", - сказал член комитета.
К самым красноречивым приметам неравенства относится показатель дохода. По данным ЦСБ, общий доход семьи в верхних показателях таблицы более чем в 12 раз превышает таковой в нижних - 39 130 шекелей против 3 225. Но согласно НИС, разрыв этот еще шире: доход богатых в 20 раз больше, чем бедных.
Но и это пустяк по сравнению с доходом от дивидендов и интереса на капитал. Около 81% такого дохода находится в руках 10% семей, в то время как 90% довольствуются остатком. К примеру, в странах-членах Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) лишь 77% капитала принадлежит верхней дециле. К тому же в Израиле большая часть капитала вложена в не облагаемые налогом сбережения или ценные бумаги, тогда как в странах ОЭСР 50% таких накоплений облагается налогом.
Одной из главных проблем, выявленных отчетом, назван низкий процент занятых в производстве - 86% по сравнению с 94% в странах ОЭСР. Если бы в Израиле было столько рабочей силы, как там, показатель валового национального продукта возрастал бы на 8-19 млрд шекелей ежегодно, заявили комитету эксперты.
Недостаток рабочей силы объясняется такими факторами, как низкий уровень образования мужчин, предпочтение, оказываемое иностранным рабочим, военная служба, а также участие в производстве всего лишь 20% ортодоксальных верующих, по сравнению с 33% восемь лет назад.
Также в отчете рассматривается разрыв в уровне образования - один из самых высоких в мире. Так, Израиль занимает четвертое место в мире по разнице между хорошими и плохими оценками по математике в восьмых классах. Число учеников, получающих право на сертификат для поступления в вузы, в школах, где учатся обеспеченные дети, почти в два раза больше, чем в районах бедноты. По сравнению с 96% евреев 14-17 лет, лишь 79% арабов этого возраста посещают среднюю школу, и только 43% бедуинов ее заканчивают.
Среди евреев эфиопского происхождения лишь 30% получают сертификат на поступление в вуз, тогда как общий показатель по стране равен 44%. Только 7% лиц, не принадлежащих к евреям, оканчивают университет с дипломом бакалавра, хотя они составляют 20% населения этой возрастной группы.
"Система образования в Израиле помогает увековечить социальное неравенство, углубить его и передать следующему поколения", гласит отчет.
Если путь к преодолению неравенства, в конечном счете, лежит через создание системы общедоступного образования, то в отчете указывается, что и это не решит всех существующих проблем. Число безработных среди людей с высшим образованием за последние годы возросло, и таким образом, возможно, что "мы вступаем в эру, когда образование больше не является гарантией трудоустройства и высокого дохода, как это было в 90-е годы".
Помимо улучшения возможностей образования, в качестве мотора социальных преобразований комитет предлагает ряд дополнительных и сиюминутных мер. Это создание рабочих мест; сокращение числа иностранных рабочих посредством создания таких условий, что их найм станет невыгодным; внедрение привлекательной политики оплаты труда; привлечение в производство мужчин-харедим и женщин арабской национальности; повышение доступности социальных служб для бедных; увеличение налогов на денежные накопления; проведение транспортных линий из окраин; принятие основных законов в пользу образования, обеспечения жильем и повышения занятости.