Голосеевский районный суд Киева продолжает рассмотрение дела в отношении россиян Евгения Ерофеева и Александра Александрова, которых на Украине называют "бойцами ГРУ". Их обвиняют по шести статьям уголовного кодекса Украины, в том числе в ведении "агрессивной войны". В четверг на заседании суд закончил рассмотрение шестого тома материалов обвинения, после чего прокуроры начали представлять свои вещественные доказательства и провели допрос одного свидетеля. Допрос свидетеля, по ходатайству обвинения, велся без камер, передает "Укринформ".
По информации источника, свидетель видел нападение Ерофеева и Александрова на украинских военных. "Учитывая, что его (свидетеля. - Прим. NEWSru.ru) сожительница и дети проживают в настоящее время на временно оккупированной территории, учитывая то, что показания, которые он может дать в суде, могут повлиять на его безопасность, а также его семьи, прошу суд отдельную часть судебного заседания, а именно допрос данного свидетеля, проводить в закрытом судебном заседании", - пояснил прокурор.
По словам прокуроров, об этом попросил перед заседанием сам свидетель. Председательствующий судья Николай Дидык удовлетворил эту просьбу военной прокуратуры.
Кроме того, прокуроры предоставили суду доказательства, что на месте задержания российских военнослужащих - сотрудников спецподразделения ГРУ были найдены 9-миллиметровые патроны, которые были в магазине, присоединенном к "винторезу", принадлежавшему, по мнению прокуроров, капитану Ерофееву. Сам обвиняемый отрицает принадлежность ему данного оружия.
Среди вещественных доказательств, представленных стороной обвинения, также были телефон Sony Experia, изъятый у Александрова, и несколько предметов одежды. Куртка, кепка и другие предметы, по словам прокурора, были на обвиняемых в день их захвата, отмечает РБК.
Агентство уточняет, что допрошенный в ходе заседания свидетель обвинения Евгений Залогин сообщил, что, когда он и его сослуживцы по 92-й бригаде украинских войск захватили Ерофеева, при нем был "винторез". Залогин рассказал о бое, произошедшем 16 мая, в ходе которого был убит украинский военнослужащий Вадим Пугачев. Залогин также сообщил, что Ерофеева и Александрова они схватили на "оккупированной территории Украины".
"По версии стороны обвинения, они вступили в боестолкновения с регулярными войсками украинской армии, в результате которого погиб один из военнослужащих. Но мы не обнаружили ни одного доказательства, что он погиб в результате именно их действий, что была нанесена смертельная рана, то есть выстрел в Пугачева. Нельзя назвать терактом выстрел из нарезного орудия, стреляющего одиночными", - заявил Юрий Грабовский, адвокат Александрова.
Защита оспаривает то, что Ерофеев и Александров являлись российскими военными во время совершения инкриминируемых им преступлений. "Мной были собраны доказательства, которые подтверждают, что они были уволены со службы в Вооруженных силах РФ в связи со штатными мероприятиями, проведенными в части города Тольятти", - говорит адвокат Ерофеева Оксана Соколовская. Ее подзащитный, согласно собранным адвокатом данным, был уволен 10 марта 2015 года, Александров - 12 декабря 2014 года. Тем, что оба служили в части, объясняет адвокат то, что оба могут назвать вышестоящих командиров.
На момент захвата украинскими военными оба находились на службе в Луганской народной милиции. В Луганскую область они приехали самостоятельно и добровольно, говорит она.
К материалам процесса обвинение просит приобщить видеоролики, в которых Ерофеев и Александров сообщают, что являлись действующими российскими военнослужащими, сообщают имена своих командиров и данные части в городе Тольятти, выражают сожаление в том, что участвовали в конфликте, и недоумение, что рассказанное по российскому телевидению не соответствует увиденному ими на Украине. Эти ролики после задержания Ерофеева и Александрова были опубликованы в интернете.
Александров и Ерофеев были задержаны в районе города Счастье в Луганской области 17 мая. Впоследствии они заявили украинским силовикам, что являются действующими российскими военнослужащими, были обнародованы видеозаписи допросов.
Минобороны России эти данные опровергло. В ведомстве указали, что "на момент своего задержания" россияне уже уволились из Вооруженных сил РФ. После этого Александров и Ерофеев заявили, что не увольнялись из рядов ВС. Александров сказал, что на территории Украины после задержания он хотел бы быть в статусе военнопленного, а не террориста или наемника. "Все-таки выполнял приказ", - отметил он. По данным СМИ, Александров даже плакал.
22 июля Минобороны РФ впервые документально прокомментировало ситуацию с россиянами: "Установлено, что действительно указанные граждане ранее проходили военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации. События, связанные с их выездом из Российской Федерации и пребыванием на территории Украины, произошли после увольнения с военной службы и не связаны с ее прохождением".
Глава самопровозглашенной Луганской народной республики Игорь Плотницкий, комментируя задержание, заявил, что захваченные военные являются бойцами народной милиции ЛНР. Однако СБУ сообщила, что в плен были захвачены два офицера Главного разведывательного управления (ГРУ) Министерства обороны РФ.
Против россиян возбудили дело о терроризме за сотрудничество с самопровозглашенными республиками на востоке Украины и о развязывании вооруженного конфликта на территории этой страны. По совокупности обвинений им грозит пожизненное заключение.
Задержанные признались украинским силовикам, что являются действующими российскими военнослужащими, однако в Минобороны РФ это опровергли. В России заявили, что на момент задержания россияне уже уволились из Вооруженных сил РФ.
В сентябре в СМИ появились сведения о якобы ведущихся переговорах по обмену Александрова и Ерофеева на осужденных в России украинцев - режиссера Олега Сенцова и активиста Александра Кольченко.
Однако украинский президент Петр Порошенко это опроверг. И на украинскую летчицу Надежду Савченко обменивать россиян Киев тоже не станет, дал понять Порошенко.