Президент России Владимир Путин во время саммита G20 в Австралии осенью 2014 якобы предложил канцлеру ФРГ Ангеле Меркель урегулировать конфликт на Донбассе по "чеченскому сценарию", говорится в статье газеты The Financial Times. Под "чеченским сценарием" подразумевается предоставление "Новороссии" автономии в составе Украины и восстановление разрушенной инфраструктуры за счет финансовых поступлений из Киева.
Журналисты FT напоминают, что разговор между Меркель и Путиным состоялся 16 ноября 2014 года в рамках международной конференции в австралийском городе Брисбен. Встреча проходила за закрытыми дверями, и ее итоги оглашены не были, но тогда отмечалось, что беседа прошла в доброжелательной атмосфере. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков тогда сказал, что Путин подробно разъяснил собеседникам "нюансы российского подхода к ситуации на Украине".
Журналистам FT удалось выяснить подробности той встречи. Согласно полученным сведениям, которые приводит InoPressa, Путин сказал, что украинским властям стоит вести в отношении "народных республик" такую же политику, какую Москва ведет по отношению к Чечне, то есть предоставлять региону большие суммы денег в обмен на лояльность. Для бывшего офицера КГБ, отмечает FT, этот способ мог показаться логичным, "но для дочери восточногерманского пастора с обостренным чувством справедливости" такой выход был неприемлем.
Именно после этой встречи, считают журналисты, в риторике Берлина наметился сдвиг в сторону более жесткой позиции. К примеру, на следующий день, когда российский лидер уже летел из Австралии, Меркель заявила: "Кто бы мог подумать, что четверть века спустя после падения Берлинской стены посреди Европы мог случиться такой кризис? Кризис, который ставит под вопрос весь мирный европейский порядок".
После этого Путин досрочно покинул саммит "Большой двадцатки". Западные СМИ связывали такие действия президента РФ с давлением, которому он подвергся на саммите, но Песков развеял эти слухи. "Это полная ерунда", - сказал он. "Собеседники постоянно поднимают эту тему", - добавил Песков, подчеркнув, что "это обычная рутинная обстановка".
Перед вылетом из австралийского аэропорта Путин заявил, что саммит проходил в "доброжелательной и деловой" атмосфере. Он объяснил свое решение покинуть Брисбен до обнародования итогового коммюнике загруженностью графика и необходимостью немного поспать. Вместе с тем на пресс-конференции он рассказал, что на официальных дискуссиях вопрос Украины не поднимался, а обсуждался лишь на двусторонних встречах, в ходе которых "сторонам удалось понять друг друга".
Как отмечает FT, канцлер Германии Ангела Меркель является ведущим переговорщиком с Путиным от лица Запада. С одной стороны, в период кризиса в зоне евро Берлин уже брал на себя роль неформального лидера Евросоюза. Кроме того, именно Меркель, по словам источников FT, лучше всего знает и понимает Путина с психологических позиций.
В отличие от Меркель, американский президент Барак Обама, напротив, самоустранился от лидерства в украинском вопросе. По словам источников британского издания, Обама заметил, что Путин не отзывается на его попытки наладить отношения. Американский лидер будто бы говорил, что Путин из-за особой манеры держаться напоминает ему "скучающего школьника с задней парты".
Что касается истории с малайзийским Boeing, то это трагическое событие способствовало единению ЕС в вопросе о введении санкций против России, отмечает FT. "То, что казалось малозначительным, локализованным конфликтом, переросло в настоящую войну, в которой могут гибнуть ни в чем не повинные гражданские лица, живущие в тысячах миль от места гибели", - написали журналисты.
Министр иностранных дел одной из стран ЕС рассказал, что западные политики были очень удивлены, что даже гибель MH17 не заставила Москву отказаться от передачи оружия повстанцам. Некоторым ветеранам дипломатической службы эти события напомнили инцидент, произошедший в 1983 году, когда советский истребитель сбил корейский авиалайнер. Официальная реакция, по их словам, была такой же.
На вопрос, почему Путин не воспользовался крушением авиалайнера как удобным случаем для примирения, человек, ранее занимавший высокий пост в Кремле, ответил: "Потому что его оскорбили. Он действовал, руководствуясь эмоциями. Потому что еще ничего не было понятно, а ваша сторона взяла и свалила на него всю вину". Некоторые из собеседников Financial Times назвали недостаточно сдержанное, по их мнению, поведение Запада в ситуации со сбитым Boeing просчетом.