Руководство НАТО в условиях резкого обострения Запада с РФ из-за украинского кризиса после неоднократных общих деклараций по поводу важности создания сил быстрого реагирования обсуждает необходимость скорейшего противостояния угрозам со стороны Москвы
NATO
Руководство НАТО в условиях резкого обострения Запада с РФ из-за украинского кризиса после неоднократных общих деклараций по поводу важности создания сил быстрого реагирования обсуждает необходимость скорейшего противостояния угрозам со стороны Москвы При этом из всех стран-участниц Североатлантического альянса особенно агрессивной риторикой отличается Великобритания - после критического доклада британского парламента о просчетах НАТО ряд заявлений на эту тему сделал премьер-министр Дэвид Кэмерон
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Руководство НАТО в условиях резкого обострения Запада с РФ из-за украинского кризиса после неоднократных общих деклараций по поводу важности создания сил быстрого реагирования обсуждает необходимость скорейшего противостояния угрозам со стороны Москвы
NATO
 
 
 
При этом из всех стран-участниц Североатлантического альянса особенно агрессивной риторикой отличается Великобритания - после критического доклада британского парламента о просчетах НАТО ряд заявлений на эту тему сделал премьер-министр Дэвид Кэмерон
Reuters
 
 
 
"Необходимо сочетание воздушного и наземного компонентов, которое послало бы четкий сигнал о том, что любое вторжение на территорию НАТО выльется в серьезное столкновение со всем альянсом", - заявил генерал Брэдшоу
Global Look Press

Руководство НАТО в условиях резкого обострения отношений Запада и РФ из-за украинского кризиса после неоднократных общих деклараций по поводу важности создания сил быстрого реагирования обсуждает необходимость скорейшего противостояния угрозам со стороны Москвы в деталях. При этом из всех стран - участниц Североатлантического альянса особенно агрессивной риторикой отличается Великобритания - после критического доклада британского парламента о просчетах НАТО ряд заявлений на эту тему сделал премьер-министр Дэвид Кэмерон. Он высказал мнение, что НАТО нужно сделать все, чтобы дать понять России: ей не удастся запугать Запад.

Между тем бывшие политики и дипломаты предупреждают о риске новой холодной войны, которая дорого может обойтись всему миру, и вспоминают уроки Первой мировой войны, говорится в обзоре западных СМИ, который предлагает в понедельник InoPressa.

Как сообщил в интервью The Wall Street Journal британский генерал Эдриан Брэдшоу, заместитель верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, в состав контингента сил быстрого реагирования, предназначенных для удерживания России от агрессивных действий, должны войти как наземные, так и воздушные силы. Ранее генсек альянса Андерс Фог Расмуссен ограничивался лишь констатацией важности создания таких сил.

"Необходимо сочетание воздушного и наземного компонентов, которое послало бы четкий сигнал о том, что любое вторжение на территорию НАТО выльется в серьезное столкновение со всем альянсом", - заявил Брэдшоу. Генерал подчеркнул, что "необходимо ясно понимать: ограниченный конфликт с одним из членов НАТО невозможен". "Если вы бросаете вызов участнику НАТО, вы бросаете вызов всему НАТО", - пояснил он.

- Кудрин: противостояние НАТО стоит каждому россиянину 15-20% зарплаты

Главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе заверил, что если Россия "в какой-то момент в будущем решит оказать силовое давление" на одно из государств - членов альянса, сосредоточив вдоль его границ свою армию, это государство получит поддержку сил быстрого реагирования. По данным WSJ, расширение сил реагирования будет обсуждаться и, возможно, его одобрят на саммите НАТО, который пройдет 4-5 сентября в Великобритании.

Напомним, что недавно президент РФ Владимир Путин предупредил о симметричном ответе России на усиление НАТО. Как заявил глава государства на заседании Совета безопасности РФ, Москва будет "адекватно и соразмерно" реагировать на приближение военной инфраструктуры альянса с границам РФ, однако не оставит без внимания развертывание ПРО и наращивание запасов стратегического высокоточного оружия. Подчеркнув, что группировка НАТО в Восточной Европе "демонстративно усиливается", Путин призвал "полностью и в срок" укрепить обороноспособность страны.

Чехия требует наказать Россию, Кэмерон - пересмотреть отношения Москвы с НАТО

Антироссийские настроения стремительно усиливаются по всей Европе - к скорейшему размещению корпуса быстрого реагирования НАТО в Прибалтике и Польше недавно призывала Эстония. "Наказать" Россию за дестабилизацию ситуации на Украине потребовала Чехия. Глава чешского МИДа Любомир Заоралек в минувшую пятницу заявил, что необходимо продемонстрировать свое единство Кремлю, чтобы там осознали, что Запад будет действовать, говорится в статье The Wall Street Journal.

Британский премьер-министр Дэвид Кэмерон в письме к лидерам 28 стран - участниц НАТО заявил, что альянс должен пересмотреть отношения с Россией - согласовать долгосрочные меры по укреплению способности быстро реагировать на любые угрозы и дать понять Москве, что НАТО и его члены не позволят себя запугать аннексией Крыма и дестабилизацией Восточной Украины, пишет The Wall Street Journal.

На прошлой неделе был обнародован доклад британских парламентариев, в котором говорилось, что "самодовольство и плохая подготовка" привели к неготовности НАТО противостоять военной угрозе со стороны России. Кэмерон предложил конкретные шаги, которые должны исправить ситуацию. В их числе - разработка нового плана военных учений с учетом новых условий безопасности, создание необходимой инфраструктуры, заблаговременное складирование оборудования и припасов и усиление сил реагирования НАТО.

"Мы должны согласовать долговременные меры по укреплению нашей способности быстро ответить на любую угрозу, успокоить тех союзников, которые беспокоятся за безопасность своих государств, и сдержать любое проявление российской агрессии", - цитирует слова Кэмерона Financial Times. Как отмечает издание, подчеркивая "неожиданный тон" письма Кэмерона к лидерам НАТО, заявления премьера соответствуют предложению командующего европейскими силами НАТО генерала Филипа Бридлава, который выступает за обеспечение базы в Польше достаточным количеством оружия, снаряжения и припасов для быстрого размещения тысяч солдат против России.

В то же время, пишет FT, британский премьер, несмотря на решительный настрой, не предлагает заранее разместить значительное число войск НАТО возле российской границы. Однако The Sunday Times утверждает, что командование вооруженных сил планирует размещение сотен британских военнослужащих в Восточной Европе в рамках "постоянного присутствия" с целью сдерживания российской агрессии. По данным издания, военнослужащие и бронетехника, возможно, проведут значительное количество времени из предстоящих 12 месяцев на учениях в Польше и странах Балтии.

Эксперты беспокоятся о новой холодной войне, а Брентон призывает "не дразнить раненого медведя"

Пока лидеры западных держав вводят санкции против России и обсуждают, как еще следует наказать Москву, продолжающую, по их мнению, дестабилизировать ситуацию на Украине, политики и бывшие дипломаты предупреждают об опасности "новой холодной войны". Для иллюстрации комментаторы прибегают к урокам Первой мировой войны, столетие с начала которой отмечается в эти дни.

Экс-министр иностранных дел РФ Игорь Иванов и бывший глава МИДа, экс-министр обороны Великобритании Малколм Рифкинд написали посвященную этой проблеме статью в The International New York Times. Как отмечают авторы статьи, возможность непреднамеренной эскалации конфликта в Восточной Украине - его перерастания в прямую военную конфронтацию НАТО - Россия - вызывает глубокое беспокойство.

Иванов, Рифкинд и другие члены рабочей группы, созданной European Leadership Network, Российским советом по международным делам и "другими аналитическими центрами Европы", считают, что наряду с поиском компромисса по самой Украине нужны три пакета мер. Речь идет об усилиях всех сторон по обеспечению военной и политической сдержанности, усовершенствовании коммуникаций между военными, диалоге между командованиями НАТО и РФ и, наконец, поддержании прямого диалога России и Запада, с одной стороны, и Москвы и Киева, с другой.

По мнению экспертов, для разрядки напряженности в мире вопросы территориальной целостности и прав человека, к которым по-разному подходят на Западе и в РФ, нужно обсудить в формате международной конференции. В противном случае, говорится в статье, судьбу стран, находящихся в настоящее время в жестком противостоянии, может решить "случайность, а не здравомыслие".

В свою очередь экс-посол Великобритании в России Тони Брентон в статье для Independent высказал мнение, что Западу не стоит "провоцировать русского медведя". Именно Брентон обратил внимание, что кризис на Украине "до ужаса напоминает обстановку 1914 года". Если бы тогда было "больше общения и меньше воинственности, мы были бы избавлены от катастрофы", считает Брентон, призывая делать выводы из этого исторического события.

Из-за опасности развязывания нового международного военного конфликта Брентон призвал Запад попробовать правильно понять мотивы России. "Мы имеем дело не с воскресшим и агрессивным русским медведем, а с животным, которое считает себя раненым и обороняется", - прибегает к образному сравнению дипломат.

По мнению Брентона, Россия считает, что Запад с 1991 года старается унизить ее и взять в кольцо. Для Путина проблема Украины - это вопрос не экономики, а нацбезопасности. Новые западные санкции словно рассчитаны на ухудшение ситуации, считает автор. Как предсказывает бывший посол, последние события лишь повысят рейтинг Путина, а китайцы с удовольствием будут сотрудничать с российскими компаниями.

Россия сама не хочет вторгаться на восток Украины, но "ее постепенно тянут к этому", считает Брентон. Запад же, хотя всецело заинтересован в предотвращении российского вторжения, на деле проводит ошибочную политику. По мнению дипломата, в качестве посредника между Западом и РФ может выступить канцлер Германии Ангела Меркель. Она должна снова позвонить Путину, как делала до этого неоднократно, и потребовать, во-первых, прекращения огня под международным наблюдением, во-вторых, добиться согласия Москвы на переговоры по поводу Украины.