В преддверии годовщины событий на площади Тяньаньмэнь в Китае пропадают диссиденты
AP Photo
В преддверии годовщины событий на площади Тяньаньмэнь в Китае пропадают диссиденты 4 июня отмечается 15-летие разгона демонстрации на площади Тяньаньмэнь
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В преддверии годовщины событий на площади Тяньаньмэнь в Китае пропадают диссиденты
AP Photo
 
 
 
4 июня отмечается 15-летие разгона демонстрации на площади Тяньаньмэнь
AP Photo
 
 
 
События на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года
AP Photo
 
 
 
События на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года
AP Photo
 
 
 
Во время разгона демонстрации 4 июня 1989 года были убиты сотни и ранены тысячи демонстрантов
AP Photo
 
 
 
Во время разгона демонстрации 4 июня 1989 года были убиты сотни и ранены тысячи демонстрантов
AP Photo
 
 
 
Во время разгона демонстрации 4 июня 1989 года были убиты сотни и ранены тысячи демонстрантов
AFP

Группы правозащитников утверждают, что некоторые китайские диссиденты исчезли или были посажены под домашний арест в рамках программы правительства по предотвращению возможных выступлений в день 15-летия разгона демонстрации на площади Тяньаньмэнь.

Среди них - доктор Яньонг Дзян, написавший в марте письмо с призывом к правительству признать, что приказ о применении военной силы против демонстрации на площади Тяньаньмэнь был ошибкой. Во время разгона демонстрации 4 июня 1989 года были убиты сотни и ранены тысячи демонстрантов. Это письмо широко разошлось по интернету.

Доктор Дзян и его жена, по словам их дочери, пропали в среду утром, когда они покинули свою квартиру в сопровождении должностных лиц из государственной больницы, где работает Дзян.

Доктор Дзян, 72-летний военный хирург, стал национальным героем в прошлом году, когда с его помощью стало известно о вспышке SARS в Пекине, - правительство первоначально пыталось скрыть этот факт. По свидетельству дочери, чиновники больницы уклончиво отвечали на вопросы о его местонахождении, говоря только, что он и его жена в безопасности. Дочери не рекомендовали разглашать информацию об их исчезновении, сообщает The New York Times ( перевод на сайте Inopressa.ru).

Другие диссиденты, как сообщают, были помещены под домашний арест или вывезены из Пекина перед годовщиной разгрома демонстрации.

4 июня, как хорошо понимают в Китае, остается поворотным моментом в современной истории Китая. По мнению обозревателей, Тяньаньмэнь - это своего рода политический "слон в комнате", который присутствует, даже если о нем открыто не говорят.

Несмотря на то, что в пятницу в Пекине все было тихо, в Гонконге на этой неделе уже прошла одна демонстрация против недавних ограничений центрального правительства Китая на демократические свободы в бывшей британской колонии. Тысячи демонстрантов и в пятницу будут участвовать в бдении в память о трагических событиях пятнадцатилетней давности.

В Китае запрещено проводить публичные мероприятия в связи с этой датой. Единственное исключение - Гонконг и Макао, пользующиеся относительной автономией.

Китайское правительство всегда отстаивало правомерность применения военной силы в 1989 году в качестве неизбежной меры для подавления "контрреволюционного восстания" и предотвращения хаоса в стране.

Недавно представители интеллигенции подписали петицию с призывом к правительству пересмотреть свое отношение к демонстрации 1989 года и признать справедливость требований студенческой демонстрации, участники которой протестовали против коррупции и призывали к большей степени подотчетности правительства. Публичных извинений требуют и родители студентов, погибших в 1989-м.

Однако не похоже, что нечто подобное может вскоре произойти. По мнению аналитиков, официальный пересмотр событий 1989 года оказался бы серьезным испытанием для коммунистического правительства Китая, привлекая нежелательное внимание к политикам, утвердившимися на своих постах вследствие разгрома демонстрации на площади Тяньаньмэнь. Даже внутри правительства этот вопрос является деликатным.

Как сообщило в четверг агентство Reuters, молодых чиновников заставляли смотреть новый четырехчасовой документальный фильм, чтобы они убедились, что насильственный разгон демонстрации был неизбежен.