Токио выразил сожаление по поводу посещения министром иностранных дел России Сергеем Лавровым южных островов Курильской гряды, территориальную принадлежность которых оспаривает Япония
НТВ
Токио выразил сожаление по поводу посещения министром иностранных дел России Сергеем Лавровым южных островов Курильской гряды, территориальную принадлежность которых оспаривает Япония
 
 
 
Токио выразил сожаление по поводу посещения министром иностранных дел России Сергеем Лавровым южных островов Курильской гряды, территориальную принадлежность которых оспаривает Япония
НТВ

Токио выразил сожаление по поводу посещения министром иностранных дел России Сергеем Лавровым южных островов Курильской гряды, территориальную принадлежность которых оспаривает Япония.

"Важно, чтобы высокопоставленные представители российского правительства учитывали, что нет необходимости оказывать негативное воздействие на переговоры между Японией и Россией по территориальному вопросу", - сказал в понедельник генеральный секретарь японского кабинета министров Ясухиса Седзаки.

Он отметил, что ни японский премьер, ни глава японского внешнеполитического ведомства не намерены отправляться в этот спорный с точки зрения Токио район, сообщает "Интерфакс".

Российские СМИ в понедельник также обсуждают факт посещения Лавровым "спорных" островов. Впервые после развала СССР российский министр иностранных дел сделал то, что, казалось бы, должно было произойти давно: посетил Южные Курилы, чем немало рассердил претендующих на эти острова японцев, пишет газета "Время новостей". Официальная цель поездки - наблюдение за реализацией плана экономического развития островов. Лавров совершил ознакомительную поездку по островам, признавшись по пути журналистам, что переговоры с Японией по территориальной проблеме так и не продвинулись: "Мы придерживаемся диаметрально противоположных позиций. Формула решения не найдена".

Лавров планировал побывать на Южных Курилах еще в сентябре 2006 года, но не сделал этого из-за плохой погоды. Сейчас его приезд стал как бы "зеркальным ответом" на действия японской стороны перед визитом в Токио президента Владимира Путина в ноябре 2005 года, отмечает издание. Тогда, за два с лишним месяца до официального визита российского руководителя, Дзюнъитиро Коидзуми (в то время премьер Японии) осмотрел острова с борта корабля береговой охраны. Так японцы продемонстрировали, что будут и дальше добиваться возвращения Южных Курил. До этого похожий осмотр совершали премьеры Дзэнко Судзуки (в сентябре 1981 года) и Иосиро Мори (в апреле 2001 года), напоминает газета.

Лавров прилетел на Южные Курилы меньше чем за неделю до встречи Путина и нынешнего премьера Японии Синдзо Абэ - они должны встретиться в кулуарах саммита стран "большой восьмерки" в Германии на этой неделе. И сейчас Россия показала, что уверена в своей внешней политике и не уступит Японии в территориальном споре, полагает ВН.

Японские политики все чаще говорят, что возможность быстрого решения вопроса (то есть получения от России всех четырех островов), просматривавшаяся в начале ельцинской эпохи, утеряна. Позиция Путина четкая: суверенитет России над островами - результат Второй мировой войны, после окончания которой, в соответствии с международными договоренностями, Южный Сахалин и Курильский архипелаг отошли к СССР.

- Курилы: война перечеркивает договоры

В таком же духе высказывается первый вице-премьер Сергей Иванов, посетивший Итуруп в апреле: "Любые заявления о незаконности юрисдикции России над островами являются попыткой пересмотра итогов Второй мировой войны, что может привести к самым непредсказуемым последствиям".

Однако Япония считает южные острова Курильского архипелага Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу необитаемых островов Хабомаи незаконно оккупированными и ставит их "возвращение" предварительным условием заключения с Россией мирного договора.

Зная о планах Лаврова, Токио заранее заготовил ноту протеста, но все антироссийские заявления сейчас будут неизбежно вялыми, поскольку японский истеблишмент уже понимает необходимость экономического сотрудничества с Россией, невзирая на территориальную проблему и отсутствие мирного договора, отмечает газета. По ее мнению, глава МИД России не случайно призвал к созданию на островах совместных предприятий. В Токио понимают уже и то, что российское сотрудничество в развитии регионов Сибири и Дальнего Востока возможно и с другими странами, с тем же Китаем, полагает издание.

Сдержанность японской реакции объяснима еще и тем, что премьер Синдзо Абэ не любит театральных жестов, к которым тяготел его предшественник Коидзуми: Абэ, пожалуй, первый из японских руководителей, осознавших необходимость сближения с Россией ради экономики своей страны, указывает ВН. Пока это скрыто под заявлениями о неизменности позиции по территориальной проблеме и желании продолжить курс своего отца, министра иностранных дел... Однако без российских энергоносителей будущее японской экономики представляется весьма неопределенным. Так что решение территориальной проблемы с Россией не стоит в ряду приоритетов внешнего курса премьера Абэ, как это было при Коидзуми, подчеркивает газета.

По данным ВН, на встрече в Германии Абэ намерен предложить Путину сотрудничество в области ядерной энергетики и в развитии Дальнего Востока, а если стороны подпишут в будущем договор об использовании ядерной энергии в мирных целях, то возможно заключение соглашений о переработке в России отработанного топлива с японских АЭС и об обогащении казахстанского урана на российских предприятиях, который затем будет поставляться в Японию. В перспективе рассматривается возможность участия японских компаний в строительстве АЭС на российском Дальнем Востоке.

В свою очередь "Российская газета" пишет, что Лавров не скрывал, что его визит носит ознакомительный характер. Последнее время внимание правительства к Курилам было предельно заострено. Как объяснил министр, "это связано с тем значением, которое Москва придает азиатско-тихоокеанскому региону". Российские власти подготовили программу подъема Сахалина и Курил, выделив на эти цели 17 млрд рублей. Так что отчасти поездка Лаврова носила "инспекционный" характер - ему предстояло увидеть первые результаты того, насколько эффективно были израсходованы уже полученные регионом деньги. Тем, что он увидел, Лавров остался доволен, отмечает РГ.