В решении ЕСПЧ подчеркивается, что правительство РФ не выполнило свои обязательства в соответствии со статьей 34 Конвенции (Воспрепятствование обращению в ЕСПЧ), а именно - оперативно не направило тяжелобольного мужчину в специализированную больницу и не дало осмотреть его независимым врачам
Global Look Press
В решении ЕСПЧ подчеркивается, что правительство РФ не выполнило свои обязательства в соответствии со статьей 34 Конвенции (Воспрепятствование обращению в ЕСПЧ), а именно - оперативно не направило тяжелобольного мужчину в специализированную больницу и не дало осмотреть его независимым врачам
 
 
 
В решении ЕСПЧ подчеркивается, что правительство РФ не выполнило свои обязательства в соответствии со статьей 34 Конвенции (Воспрепятствование обращению в ЕСПЧ), а именно - оперативно не направило тяжелобольного мужчину в специализированную больницу и не дало осмотреть его независимым врачам
Global Look Press

Европейский суд по правам человека в Страсбурге во вторник, 4 октября, обязал правительство РФ выплатить по 20 тысяч евро в качестве компенсации морального вреда сестре заключенного забайкальской колонии N5 Владимира Климова, умершего в тюремной больнице от рака, и матери заключенного нижнетагильской колонии Артема Майленского, который на момент ареста был ВИЧ-инфицированным и умер вскоре после освобождения. Об этом сообщается на сайте правозащитной организации "Зона права", которая довела оба этих дела до суда. На сайте ЕСПЧ опубликованы решения по делу Климова и по делу Майленского.

В случае с Владимиром Климовым суд пришел к выводу, что заключенный не получал никакого лечения в учреждениях УФСИН по Забайкальскому краю. Требования пострадавшей стороны удовлетворены в полном объеме, констатировала адвокат Ирина Хрунова, представлявшая в ЕСПЧ интересы сестры Климова.

В решении ЕСПЧ подчеркивается, что правительство РФ не выполнило свои обязательства в соответствии со статьей 34 Конвенции о защите прав человека ("Воспрепятствование обращению в ЕСПЧ"), а именно - оперативно не направило тяжелобольного мужчину в специализированную больницу и не дало осмотреть его независимым врачам.

- ЕСПЧ признал нарушение прав фигуранта "болотного дела" Белоусова

Климов не получал никакого лечения в учреждениях УФСИН по Забайкальскому краю - ни иммунотерапии, ни химиотерапии, ни лучевой терапии, говорится в решении суда.

Особое внимание ЕСПЧ обратил на письмо правительства РФ от 4 декабря 2014 года, написанное за четыре месяца до смерти Климова, где со ссылкой на медицинскую документацию было указано, что состояние мужчины удовлетворительное, никакой угрозы для его жизни нет.

В апреле 2012 года у Владимира Климова выявили рак почки и провели ампутацию в тюремной больнице. Через год врачи установили, что Климов страдает четвертой (последней) стадией рака, и заявили, что он имеет право на освобождение в связи с тяжелой болезнью. Ингодинский райсуд Читы удовлетворил ходатайство заключенного, однако прокуратура в апелляционной инстанции добилась отмены этого решения.

В следующий раз райсуд отказался освободить Климова, отклонив выводы медкомиссии. Через полгода Ингодинский райсуд вновь не удовлетворил его ходатайство.

В 2014 года независимые эксперты онкологического исследовательского центра имени Блохина РАН отметили, что надлежащее лечение может продлить жизнь Климова и ему необходимо противоопухолевое лечение. Медпомощь же в исправительном учреждении сводилась к приему обезболивающих.

Европейский суд потребовал от правительства РФ оказать экстренную медпомощь Климову и в случае необходимости направить его в гражданскую клинику. В ответ российские власти заявили, что осужденному оказывается всесторонняя помощь в колонии.

8 апреля 2015 года Владимир Климов умер в тюремной больнице. ЕСПЧ признал его сестру заявителем по жалобе на нарушение статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в части неоказания медпомощи).

ВИЧ-инфицированного с букетом заболеваний лечили недействующими лекарствами

Руководитель "Зоны права" Сергей Петряков сообщил, что 20 тысяч были взысканы ЕСПЧ в пользу Ирины Майленской, матери Артема Майленского, жителя Верхней Пышмы, которого в 2012 году арестовали по подозрению в преступлении. В то время он уже находился в тяжелом состоянии - врачи зафиксировали у него ВИЧ-инфекцию, легочный и внелегочный туберкулез, разрушенные позвонки в грудном и поясничном отделе, а также хронический гепатит С.

В январе 2013 года стало известно, что туберкулез у Майленского устойчив к препаратам, которые он принимал. Однако в лечебно-исправительном учреждении N51 (ЛИУ-51 ГУФСИН России по Свердловской области) на протяжении еще четырех месяцев ему давали те же лекарства.

В сентябре 2014 года медицинская комиссия признала право Артема Майленского на освобождение в связи с тяжелой болезнью - уже после того, как ему вынесли обвинительный приговор. Несмотря на это, Ленинский районный суд Нижнего Тагила не удовлетворил ходатайство заключенного. Его лечащий врач подчеркивал, что мужчина не сможет себя обслуживать, а перспективы его выздоровления "очень сомнительны".

В апреле 2015 года ЕСПЧ потребовал, чтобы Майленского экстренно обследовали и перевели в гражданскую клинику. В ответ на требование российские власти заявили, что "объем и качество лечения в тюремной больнице является подходящим для состояния его здоровья", но признали, что в 2014 году состояние здоровья мужчины серьезно ухудшилось. Он, по словам адвоката, иссыхал на глазах, не передвигался самостоятельно и питался с помощью других заключенных.

В мае 2015 года Ленинский суд Нижнего Тагила снова отказался освободить Майленского. Апелляционная инстанция в августе того же года отменила это решение, и он был освобожден. Спустя пять дней после освобождения Майленский попал в туберкулезный диспансер и там скончался 3 октября 2015 года.

ФСИН не предоставила доказательств, что Майленский получал всестороннюю и адекватную медпомощь в ее учреждениях. В решении ЕСПЧ отмечается, что в предоставленной властями РФ медицинской документации не содержится анализа адекватности лечения Майленского и соответствия условий его содержания под стражей состоянию здоровья.

Суд обратил внимание на то, что власти России неспособны своевременно провести тесты на чувствительность к лекарствам. Эта процедура была проведена Майленскому с опозданием и "подорвала перспективы выздоровления в первые десять месяцев лечения".

"Я сообщил матери Артема о принятом решении. Она сказала, что с этих денег поставит памятник своему сыну. Символично, что только вчера был год со дня смерти Майленского. Умер он уже свободным человеком на руках матери", - рассказал JustMedia.ru адвокат Алексей Бушмаков.

Европейский суд к этому времени рассмотрел большое количество дел против России, касающихся ненадлежащего медицинского обеспечения осужденных, поэтому во всех делах требует доказательств надлежащего лечения, которых ФСИН предоставить не может. Петряков отметил, что это первый случай назначения компенсационной выплаты. Ранее РФ не выплачивала компенсации, утвержденные ЕСПЧ, из-за отсутствия денег, однако после обращения Петрякова в Генеральную прокуратуру РФ и Минюст выплаты снова возобновили.

Организация "Зона права" занимается юридической и информационной поддержкой заключенных и подсудимых, ее основали бывшие участницы панк-группы Pussy Riot Мария Алехина и Надежда Толоконникова, которые за исполнение панк-молебна в храме Христа Спасителя в Москве почти два года с марта 2012 года по декабрь 2013 года провели в российских тюрьмах и колониях и вышли на свободу по амнистии.

В ГУФСИН по Свердловской области: нарушений оказания медицинской помощи осужденному не было

В пресс-службе ГУФСИН России по Свердловской области, комментируя распространяемую СМИ информацию о скончавшемся в нижнетагильской колонии заключенном Артеме Майленском, отметили, что в ряде средств массовой информации с ссылкой на адвоката и родственников погибшего сообщались недостоверные сведения о его лечении в медицинском учреждении МСЧ-66 ФСИН России и якобы не оказании ему медицинской помощи в должном объеме.

Как заявили NEWSru.ru в пресс-службе, гражданин Майленский находился на лечении в филиале "Туберкулезная больница N6 МСЧ-66 с восьмого июля 2014 года, где ему оказывалась медицинская помощь в полном объеме. Оснований для проведения обследований осужденному в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не было. Для диагностики и лечения имеющихся у него заболеваний в филиале "Туберкулезная больница N6" были все необходимые специалисты, консультации, а осмотр специалистами проводился регулярно.

В связи с прогрессирующим заболеванием у осужденного было принято решение направить его на специализированную медицинскую комиссию с целью возможного досрочного освобождения в связи с тяжелым заболеванием. Там было вынесено заключение от 26 сентября 2014 года, что осужденный Майленский может быть представлен к освобождению от отбывания наказания.

Однако Ленинский районный суд Нижнего Тагила в ноябре 2014 года в освобождении по болезни ему отказал. Апелляционная жалоба осужденного также не была удовлетворена.

Учитывая тяжелое состояние Майленского была повторно проведена специализированная медицинская комиссия, установившая, что он может быть представлен к освобождению. Но тот же суд в мае 2015 года в освобождении по болезни вновь отказал.

И все же в августе Свердловский областной суд Екатеринбурга, отменив предыдущие решения судов Нижнего Тагила, постановил освободить Майленского.

В пресс-службе ГУФСИН России по Свердловской области подчеркнули, что фактов нарушения оказания медицинской помощи осужденному обнаружено не было.