Популярность Сталина среди россиян основана на эмоциях и мифах
Архив NEWSru.ru
Популярность Сталина среди россиян основана на эмоциях и мифах
 
 
 
Популярность Сталина среди россиян основана на эмоциях и мифах
Архив NEWSru.ru

Frankfurter Rundschau публикует сегодня интервью с Юрием Николаевичем Афанасьевым - одним из ведущих историков России и ректором Российского гуманитарного университета. Интервью, перевод которого публикует Inopressa.ru, посвящено наследству диктатора Иосифа Сталина, умершего 50 лет назад 5 марта.

По мнению историка, популярность Сталина среди россиян (почти половина полагает, что он сыграл положительную роль в российской истории) основана на эмоциях и мифах.

Сам Афанасьев относится к наследству диктатора исключительно отрицательно. "Сталин мог мобилизовать многих. Многие с воодушевлением шли на работу. Однако все мероприятия Сталина сопровождались тяжелейшими репрессиями. Только за время принудительной коллективизации начала 30-х годов и последовавшего за этим голода погибло до 10 миллионов человек. Сталин был злым гением", - говорит он.

"Для России характерно, что мнение большинства ее граждан формируется не на научной основе, а на базе эмоций и мифов. Представление о событии или о человеке не основывается на научных данных. Рассказы родителей, друзей и знакомых гораздо важнее. На первое место выступают личные переживания, художественные фильмы и романы. Все советские фильмы о Сталине и большинство книг были апологетическими и искажали историю - еще долгие годы после его смерти. Многие россияне все еще верят в эти мифы", - добавляет историк.

Один из ведущих историков России отмечает, что многое для того, чтобы переосмысление не произошло, сделали советские власти. При Ельцине же свою роль в этом сыграла бюрократия архивных работников.

"Если бы советская власть это допустила, получилось бы, что Сталин продолжал террор, который начал Ленин. Вся система утратила бы свою легитимность, - говорит он. - Когда Борис Ельцин пришел к власти как президент новой России, мы попробовали сделать это. Тайные архивы КГБ и коммунистической партии должны были быть переданы государству и, прежде всего, стать открытыми. Тогда же была создана комиссия, которая исследовала документы и снимала с них гриф секретности. Однако она достаточно скоро была вынуждена прервать свою работу. Сопротивление было слишком велико". По слова историка, сопротивление оказывали архивные работники, вновь обретшие силы спецслужб и многие бюрократы, выходцы из советского времени, сохранивших свою власть и в новой России. "В Советском Союзе на миллионы считали не только жертвы, но и виновников. Они, конечно, не имели никакого интереса в том, чтобы их прошлое со всеми преступлениями и их собственным участием в них вышло на свет божий", - добавляет Афанасьев.

На вопрос корреспондента немецкого издания о том, почему президент Путин хвалит не только Сталина, но и деятельность КГБ, историк отвечает: "Путин пытается продолжать традицию российской великодержавности. Она воплощалась Петром Великим, царицей Екатериной. В том, что касается Сталина, Путин отдает дань старшему поколению, которое оплакивает Советский Союз. Кроме того, он использует имидж Сталина для легитимизации своей попытки воссоздания в России режима железной руки".

"Очень многие ректоры, многие профессора снова следуют в русле официозной науки, заказываемой Кремлем. Вместо исторической правды производятся новые мифы, новые кумиры. Среди двадцати школьных учебников по истории настоящим научным критериям соответствуют хорошо если два. Остальные превозносят патриотизм и российскую великодержавность", - говорит историк. Юрий Афанасьев согласен с мнением его коллеги Марка Кремера из университета Гарварда, который считает, что в России демократия не имеет никаких шансов, пока не будут пересмотрены советская история и отношение к преступлениям Сталина.

"Тень Сталина длинна. Если бы мы пересмотрели свое отношение к Сталину, мы никогда бы не начали войну в Чечне, в которой мы уничтожаем своих сограждан, как во времена Сталина", - считает Афанасьев. Однако, по его мнению, чтобы в России изменилось отношение к Сталину должно пройти несколько десятилетий. "Пока мое поколение еще живо, Сталин и далее будет оказывать влияние на образ мыслей наших граждан", - говорит историк.