Владимир Путин, 4 марта 2012 года
Global Look Press
Владимир Путин, 4 марта 2012 года
 
 
 
Владимир Путин, 4 марта 2012 года
Global Look Press

Выборы президента России стали одной из главных тем в свежих выпусках крупнейших западных изданий. При этом, если манера изложения разнится - от нейтральной до откровенно критикующей, - то общий смысл последних материалов один: ничего хорошего от России в ближайшие годы ждать не приходится. Перевод ряда наиболее интересных статей приводит InoPressa.ru.

"С возвращением Путина Москва вновь станет непредсказуемым и параноидальным партнером... Перезагрузка Медведева и Обамы отправляется прямиком в мусорный ящик. Да и отношения России и Великобритании под угрозой", - пишет британская газета The Guardian.

Такие выводы издание делает на основе событий последних месяцев: здесь и массовые демонстрации в Москве, и "очернение" посла США Майкла Макфола. Газета отмечает: у Путина есть два пути бороться с подъемом гражданского правосознания - пообещать либеральные реформы или использовать "кагэбэшные" методы. Он, уверена газета, склоняется к последнему, и в ход пойдет черный пиар, аресты оппозиционных лидеров и пропаганда идеи об "американской пятой колонне".

"Коронация Путина: кремлевский вождь даровал себе новый шестилетний срок" - таков заголовок в The Wall Street Journal. Ирония в том, что возвращение Путина в президентское кресло, возможно, означает ослабление стабильности в России, полагает издание. "Антипутинские митинги - самая многообещающая новость из России за многие годы, но воскресные эрзац-выборы - знак, что до перехода к демократии еще далеко", - заключает газета.

"Можно сказать, что начинается период непредсказуемости, - говорится в интервью BBC с сотрудником аналитического центра Chatham House, экспертом по России и Евразии Джонам Лафом. - Встает вопрос, насколько легитимно Владимир Путин будет восприниматься электоратом в России. Для него это новая фаза... Опыт показывает, что когда он находится в сложных ситуациях, его поведение меняется". Эксперт при этом отмечает, что выборы 2012 - это "начало конца путинского режима".

С этим мнением соглашается редколлегия The Financial Times, чья статья называется "Российская политическая жизнь вновь очнулась от спячки". Тому порукой - "протестные акции среднего класса в последние недели", как их называет газета. Третий президентский срок станет для Путина последним, уверена FT, "это начало конца путинской эры".

"Если у России не появится новый лидер, страну ждет период стагнации, как при Брежневе", - пишет The Guardian, напоминая, что в 2018 году "зайчик Дюрасел" сможет повторно баллотироваться на высший пост. И предрекает: "Многие - лучшие умы - покинут страну".

"Не утихают споры на тему: "как долго еще Путин продержится у власти?" Не долго, - вторит американское издание The Washington Post в статье под названием "Конец путинизма". - Единственный вопрос - когда. И что за этим последует".

"Администрация (Белого дома США) должна сейчас размышлять не как налаживать с ними отношения - или "перезагружать" - а сколько он еще протянет", - заключается в статье.

Пять мифов о Путине

В другом материале та же The Washington Post, несколько противореча себе, развенчивает пять мифов о Путине. Перевод статьи приводит "Inopressa".

Миф первый: победа Путина на выборах сделает его пожизненным президентом России. На деле "неоцаризм Путина" уже начинает давать сбои: многие россияне, недовольные коррупцией и другими проблемами, восклицают: "Dostali!" - считает автор статьи.

Миф второй: "Путин может применять колоссальные нефтегазовые ресурсы России как политическое оружие". На взгляд газеты, все обстоит наоборот: это российская экономика является заложницей нефти и газа, поскольку больна "голландской болезнью" - из-за завышенного курса рубля продукция российской промышленности слишком дорогая по сравнению с импортной.

Миф третий: Путин хочет возродить СССР. Путин прекрасно знает, что лидеры соседних стран не собираются отказываться от своего суверенитета, а сравнительно зажиточные россияне не желают одобрять субсидии соседям и мириться с притоком мигрантов, пишет издание.

Миф четвертый: решительная победа Путина станет сокрушительным ударом для продемократических сил. Отнюдь, конфронтация правительства и оппозиции продолжится, уверен автор. Он отмечает, что, по данным "Левада-Центра", 35% избирателей не сочтут победу Путина легитимной. Конфронтация правительства и оппозиции продолжится.

Миф пятый: антиамериканизм Путина означает, что попытки США улучшить отношения с Россией обречены на неудачу. Найти общий язык с Путиным нелегко, признает автор статьи, но "Путин продемонстрировал, что способен действовать прагматично, когда это отвечает интересам России".

"С понедельника начнется долгая борьба"

Ряд немецких журналистов, в отличие от британских и американских коллег, высказываются чуть менее пессимистично, отмечая, что Путину придется сменить стиль управления и прислушаться к оппозиции.

Так, газета Der Handelsblatt отмечает, что Путин не сможет властвовать так же, как и предыдущие 12 лет - "царь более не неуязвим". И если он не пойдет навстречу избирателям, которые научились замечать альтернативы, пишет издание, те, кто сегодня голосовал за него, его уже не поддержат. И тогда протестные настроения будут расти, пространно рассуждает издание.

Путин завтрашний должен отличаться от Путина вчерашнего, вторит Die Welt.

Куда более лояльно высказывается Der Spiegel, единственными уступками которого духу демократии служит упоминание о нарушениях на выборах и давно надоевшее "прозвище" Путина - "царь". В остальном издание лишь рассказывает, как нелегко Путину далась победа, который даже "расплакался". Перевод статьи приводит Inopressa.ru.

Гораздо жестче заявления Die Westdeutsche Zeitung: "Едва ли мировое сообщество было бы заинтересовано в том, чтобы вслед за "арабской весной" началось "русское лето"... Но не стоит заблуждаться - закат русского царизма уже начался".

А британская The Times уверена: то, каким будет будущее России, станет известно уже сегодня, 5 марта. В своей статье "Путин в понедельник" газета отмечает, что если подтасовки вновь окажутся неприкрытыми, "с понедельника начнется долгая борьба между кремлевской машиной и молодыми, умеющими выражать свои мысли и пользоваться интернетом избирателями". По мнению издания, Путин таки признает необходимость существования оппозиции. Наилучший сценарий для России - если Путин своими действиями опровергнет расхожую истину, что "в старости поздно переучиваться", отмечает The Times.