Распечатку радиообмена экипажа Ту-154 "Башкирских авиалиний", столкнувшегося 2 июля с почтовым Boeing-757 компании "DHL" публикует сайт газеты "Комсомольская правда"
Euronews
Распечатку радиообмена экипажа Ту-154 "Башкирских авиалиний", столкнувшегося 2 июля с почтовым Boeing-757 компании "DHL" публикует сайт газеты "Комсомольская правда" Эта трагедия унесла жизни 71 человека, в том числе 52 детей
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Распечатку радиообмена экипажа Ту-154 "Башкирских авиалиний", столкнувшегося 2 июля с почтовым Boeing-757 компании "DHL" публикует сайт газеты "Комсомольская правда"
Euronews
 
 
 
Эта трагедия унесла жизни 71 человека, в том числе 52 детей
Архив NTVRU.com
 
 
 
Документ является первоначальным сведением данных, полученных с "голосовых" "черных ящиков" обоих лайнеров
NTVRU.com
 
 
 
Российский экипаж увидел злополучный Boeing всего за 1,8 секунды до столкновения
NTV International

Распечатку радиообмена экипажа Ту-154 "Башкирских авиалиний", столкнувшегося 2 июля с почтовым Boeing-757 компании "DHL" публикует сегодня сайт газеты "Комсомольская правда". Эта трагедия унесла жизни 71 человека, в том числе 52 детей.

Документ является первоначальным сведением данных, полученных с "голосовых" "черных ящиков" обоих лайнеров. Из него ясно: российский экипаж увидел злополучный Boeing всего за 1,8 секунды до столкновения.

50 сек. (Время, оставшееся до столкновения) TCAS: "Traffic, traffic". (TCAS - система предупреждения столкновения в воздухе - на Ту-154 информирует экипаж: "Встречный борт, встречный борт".)

45 сек. Цюрих-Юг: ВТС2937 ... снижайтесь, эшелон полета ... 350, ускорьте, у меня пересекающий борт. (Диспетчер дает команду нашему экипажу снижаться до эшелона 350 (до 35 тысяч футов - 10 668 м). И поясняет, что курс Ту-154 пересекается с курсом другого самолета. ВТС2937 - позывной, присвоенный нашему лайнеру на данный перелет. Многоточием обозначены неустановленные или нецензурные слова или части фраз.)

40 сек. Эк: Снижаемся. (Очевидно, что экипаж Ту-154 (обозначен в расшифровке "Эк") осмыслил команду. Наиболее вероятно, что эта фраза по-русски принадлежит командиру корабля.)

38 сек. Boeing, TCAS: "Descend, descend!" (Cистема ТКАС рекомендует экипажу Boeing: "Снизиться, снизиться". Boeing начинает снижаться.)

35 сек. TCAS: "Climb, climb!" (Cистема ТКАС рекомендует экипажу Ту-154: "Набор высоты, набор высоты!")

34 сек. Эк: Клайм, говорит! (Один из членов экипажа Ту-154 (скорее всего, второй пилот) подчеркивает то, что им говорит TCAS. Ясно, что он оценил несуразность ситуации.)

32 сек. Эк: Снижайся, б... (Это реплика старшего: не твое дело, снижайся. Человек, командир экипажа или проверяющий, присутствовавший на борту, уверен - более важна команда диспетчера.)

30 сек. Цюрих-Юг: ВТС2937, снижайтесь, эшелон полета 350, ускорьте снижение. (Диспетчер повторяет свое указание.)

25 сек. ВТС2937: Ускоряю снижение до эшелона 350, ВТС2937. (Экипаж Ту-154 подтверждает команду, эшелон и называет себя - строго по правилам радиообмена, что свидетельствует об аккуратности. Ту-154 начинает снижаться.)

20 сек. Цюрих-Юг: Да, у нас борт, вам под два часа, сейчас на 360.

Диспетчер сообщает экипажу Ту-154 информацию для возможной визуальной ориентации в воздушном пространстве - указывает курсовой угол между носом самолета и направлением на появившийся объект. На Западе принято выдавать курсовое положение, представляя себя в центре циферблата часов и привязывая объект к положению чисел циферблата. "Под два часа" значит: справа под углом 60 градусов от носа вашего лайнера находится объект. Этой командой диспетчер сориентировал экипаж Ту-154 смотреть вправо вперед. А на самом деле Boeing находился слева - под углом 300 градусов, то есть "под 10 часов"! Эту фразу диспетчер должен был сказать Boeing! Видимо, он и собирался это сделать, но спутал. Именно экипаж Boeing мог увидеть Ту-154 "под два часа"!

19 сек. Boeing: сигнализация. (Сигнализация отражает какое-то действие с оборудованием на борту Boeing.)

13,3 сек. Boeing, ЭК: 611, TCAS-descent. (Экипаж Boeing (обозначен в расшифровке "ЭК") говорит диспетчеру, что по команде системы TCAS начинает снижение. Пилот назвал свой позывной без букв, тремя цифрами. Значит, обстановка спокойная.)

11 сек. Эк: Б...дь, где он? (Экипаж Ту-154 несколько секунд смотрел вправо вперед, искал пересекающий курс самолет, но ничего не видит. Старший на борту раздражен.)

9,5 сек. TCAS: "Increase climb, increase climb!" (Система TCAS указывает экипажу Ту-154: "Усилить набор высоты!")

5,3 сек. Эк: Клайм, он говорит! (Тот же член экипажа, который в первый раз привлек внимание старшего на борту к указанию TCAS, опять обращает на это внимание.)

3,8 сек. Boeing, ЭК: (Ругань.) (На Boeing увидели "тушку". Экипаж дергает штурвал.)

1,8 сек. Эк: (Ругань.) (На Ту-154 увидели Boeing. Экипаж дергает штурвал.)

00 сек. - 1 час. 35 мин. 55 сек. московского времени. IMPACT. (Столкновение. Очевидно, что Ту-154 догнал Boeing и "сел" на него.)

Комментарий летчика

Летчик первого класса, пилот "Аэрофлота" Алексей Сергеев:

- У нашего экипажа не было шанса изменить траекторию полета за две секунды до столкновения. Оставалось пролететь всего 300 - 500 метров. Ту-154 - самолет не прямого управления. Даже если дернешь штурвал, будет программа отрабатываться, и движение у лайнера сохранится какое-то время. Уверен, что и для Boeing 4 секунд было мало. Вина диспетчера - 100-процентная.

- Вы бы тоже выполняли указания с земли?

- Это сейчас легко рассуждать. Решения оба вроде правильные. Правильно, если диспетчер дал тебе команду, и ты его послушался. Летчик понимает, что диспетчер видит точки на дисплее, около каждой высвечиваются высота, скорость движения самолета... А на борту такой информации нет. Я с диспетчером работаю вместе - и должен ему доверять. Проверяющий, который, скорее всего, и настоял на снижении, верил в информацию с земли. А то, что сработал TCAS, - тоже правильно. И что "правильнее", определить за 40 секунд невозможно. Тут дело в удаче.

Все не так уж было фатально в этой ситуации. И самолеты были исправны и оборудованы в соответствии с требованиями для полетов над Европой, и экипажи достаточно квалифицированны, и диспетчер не первый год работал. А почему случилось? Это знают только экипажи и Бог...

Комментарий специалиста

Валерий Тимошкин, эксперт по авиационной безопасности:

- Диспетчер не менее чем за 10 минут до столкновения должен был дать Ту-154 положение пересекающего курс Boeing. Но он сделал это за 20 секунд. И спутал, где право, где лево, чем лишил наш экипаж последнего шанса. Радиообмен ненапряженный. Ситуация для диспетчера - элементарная. Швейцарцу могли помочь и немецкие коллеги. Неправда, что они "не дозвонились". У них прямая радиосвязь... Немец мог знать обстановку в чужом секторе, близко к своей границе. Увы, председатель комиссии по расследованию - тоже немец, ему неинтересно акцентировать это. Был ли шанс у летчиков? Экипажи обучают осмотрительности. Надо головой больше по сторонам вертеть. Перед входом в зону ответственности нового диспетчера заранее переключиться на его частоту и слушать, что говорят. И еще периодически бортовым локатором можно просматривать пространство перед собой...

На Украине продолжают расследовать причины трагедии во время авиашоу подо Львовом

Секретарь Совета безопасности Евгений Марчук заявил, что имело место отступление от полетного задания. Расшифрованы записи "черного ящика". Пилот спрашивал: "А где же наши зрители?". Перед падением экипаж получил предупреждение: "Самолет вошел в сверхкритическую перегрузку". При этом установлено, что все системы и агрегаты машины работали нормально. А телекомпания НТВ продемонстрировала видеозапись, на которой зафиксировано появление в момент катастрофы странного объекта.

28 июля 2002 года, Украина - в результате катастрофы истребителя Су-27 во Львове во время авиашоу погибли 83 человека. 116 человек получили травмы различной степени тяжести. Среди пострадавших семеро детей.