Шведского монарха подозревают в коррупции
Архив NEWSru.ru
Шведского монарха подозревают в коррупции
 
 
 
Шведского монарха подозревают в коррупции
Архив NEWSru.ru

Король Швеции Карл XVI Густав подозревается в коррупции. Монарх заключил соглашение с верфью Gotland yacht constructing, согласно которому получил в собственность морской катер серии Kraft стоимостью в миллион долларов за десятую часть этой суммы. Взамен Карл XVI Густав обязался участвовать в рекламной кампании этого плавсредства и возглавил клуб любителей Kraft. По этому поводу в стране разразился большой скандал. Текст договора о катере главы шведского государства с верфью от 2000 года попал в распоряжение газеты Aftonbladet.

Как утверждает Aftonbladet, свою часть обязательств король выполнил, украшая собой эксклюзивные вечеринки, выставки, а также позируя фотографам, стоя на борту Kraft. Откатавшись на катере шесть лет, монарх выставил его на продажу за 600 тысяч долларов, пишет газета "Новые известия". Прибыль составила полмиллиона долларов.

Но по шведским законам, глава государства, на содержание которого налогоплательщики ежегодно выделяют 15 млн долларов, не имеет права подрабатывать на стороне. По Конституции, король представляет всю страну, и потому не может использовать свой пост и влияние для поощрения отдельных личностей или групп.

"Короля никто не выбирал, поэтому он должен представлять весь народ. Ему следует быть крайне осторожным в делах, которые могут оказаться скрытой взяткой", - прокомментировал "катерную" сделку короля начальник конституционного отдела Минюста Швеции Рогер Петерссон.

"Катерное" дело начало раскручиваться после того, как в конце 2000 года владелец Gotland yacht constructing объявил себя банкротом, и его дела стали предметом судебного разбирательства. Юристы, представляющие потерпевших партнеров верфи, обнаружили, что несколько катеров были проданы по заниженной цене, что и стало причиной финансового краха фирмы. Под угрозой обвинения в мошенничестве конструктор "роскошной игрушки" извлек из сейфа соглашение с королем и рядом других "полезных для рекламы" лиц.

Четкой границы того, где заканчивается подарок и начинается взятка, в отношении короля не существует. Правда, для остальных представителей госвласти эти границы определены - согласно шкале, составленной Антикоррупционным институтом, стоимость подарка для чиновника не должна превышать 200 долларов, и то лишь в исключительных случаях. Дорогие подношения, которые высшие госчиновники принимают по долгу службы, переходят в разряд государственной собственности.

Однако король стоит выше этих правил. Известно, например, что монарх, являющийся заядлым автомобилистом (в его личном владении находятся девять лимузинов), периодически получает эксклюзивные машины от различных компаний на длительные сроки пользования. Порой в его гараже навсегда остаются презенты от сомнительных государственных деятелей. Например, несколько лет назад королю преподнес Ferrari султан Брунея, которого официальная Швеция регулярно обвиняет в нарушении прав человека.

Отвечая на критику СМИ по поводу благожелательного отношения короля к подношениям миллионного класса, королевский двор заявил следующее: "Короля нельзя "купить" в рекламных целях. Его Величество, выбирая те или иные продукты, следует своей философии поощрения динамичных и творческих компаний".

Но критики монарха, в том числе и в парламенте страны, не успокоились. Конституционный комитет риксдага обсуждает возможность придания финансовой деятельности короля "большей прозрачности". Парламентарии хотят подвергнуть проверке также расходование монархом ежегодной государственной субсидии в 15 млн долларов.