Французская газета Le Monde пытается выяснить, куда же делся бизнесмен российского происхождения Аркадий Гайдамак, проходящий по делу о контрабандных поставках оружия в Анголу и отмывании денег через израильский банк Hapoalim. Действительно ли он все еще находится в Израиле, где он поселился в декабре 2000 года, или уже нет (перевод на сайте Inopressa.ru).
По сообщениям источников французской газеты, Гайдамак покинул израильскую территорию и перебрался в другую страну - либо в Россию, откуда он родом, либо в Южную Африку. Его французский адвокат Жиль-Уильям Гольднадель официально утверждает, что это не так. "Мой клиент по-прежнему находится в Израиле, - заявил он 5 апреля. - Бизнесмен имеет четыре паспорта - израильский, французский, российский и ангольский".
- Старые фигуранты новых скандалов
В Париже Гайдамак до сих пор числится в международном розыске с тех пор, как следственный судья Филипп Курруа выдал ордер на его арест в связи с делом о контрабандных поставках оружия президенту Анголы Эдуарду душ Сантушу. В этом деле также был замешан Жан-Кристоф Миттеран, сын бывшего президента Республики. Незаконные деяния были совершены в 1993 и 1994 годах.
Гайдамака также подозревают в незаконном получении ордена "За заслуги", которым он был награжден в 1996 году.
(Отметим, что местонахождение бизнесмена все-таки не тайна. С ним можно связаться по телефону и договориться об интервью. В частности, 26 марта 2005 года Гайдамак был в Москве в гостях на радиостанции "Эхо Москвы". - Прим.ред. NEWSru.ru).
Ранее в связи с деятельностью Гайдамака в Анголе сообщалось о попытке российских и ангольских чиновников провести через швейцарские банки и присвоить 750 млн долларов. Эта сумма, как утверждает швейцарская газета Le Temps, образовалась в результате льготных условий выкупа России ангольского долга бывшему Советскому Союзу.
В этом деле наравне с именем Аркадия Гайдамака уже фигурируют совладелец банка "Российский кредит" Виталий Малкин (член Совета Федерации России и официальный миллионер, имеющий $420 млн) и бывший первый заместитель финансов России Андрей Вавилов, который якобы представлял российскую сторону на переговорах по ангольскому долгу в 1995-1996 годах.
По данным следствия, Виталий Малкин владел доверенностью на пользование счетом, открытым в банке UBS на имя подставной компании Abalone Investment Ltd. Этот счет служил преемником фондов от операции по выплате аногольского долга. Затем средства направлялись конечным адресатам с помощью сложных операций.
В Женеве считают, что именно Малкин был акционером Abalone наряду с главными участниками сделки, французским торговцем оружия Пьером Фальконом и российским миллиардером Аркадием Гайдамаком, которые занимались распределением фондов между русскими и ангольцами. По данным специалистов, средства от выплаты ангольского долга - 1,5 вместо 5 миллиардов долларов - могли пойти на финансирование предвыборной кампании Бориса Ельцина в 1996 году. Около 750 миллионов долларов по-прежнему блокированы в Женеве в рамках следствия.
Теперь адвокат Гайдамака Жиль-Уильям Гольднадель заявляет, что его клиент "готов дать пояснения суду", если после завершения следствия он должен будет предстать перед ним. "Это дело было начато в 2000 году, - подчеркнул адвокат, - и оно начинает затягиваться". В связи с отъездом в Израиль следственный судья не имел возможности допросить Гайдамака.
Гайдамак и дело об отмывании миллионов в банке Hapoalim
Что касается связи Гайдамака с делом об отмывании сотен миллионов "грязных" долларов в израильском банке Hapoalim, то его имя всплыло в самом начале расследования.
Банк Hapoalim выступает в качестве главного экономического бенефициария инвестиционных фондов, установленных юстицией. Он управляет этими фондами от имени неких благотворительных организаций, однако израильская юстиция подозревает, в частности, Гайдамака в том, что он является одним из их владельцев, пишет Le Monde.
Полиция уже допросила несколько десятков служащих филиала; было заморожено 180 банковских счетов, на которых осели 376 млн долларов неизвестного происхождения. Гайдамак входит в число лиц, показания которых следователи хотели бы выслушать.
Сам Гайдамак высказал по этому поводу свое мнение в газете Ha'aretz, а также на волнах российского радио "Эхо Москвы". Он, в частности, заявил, что имеет в указанном банковском филиале лишь один счет, с которого он берет деньги только на текущие расходы. Он добавил, что снял с этого счета всего 1300 долларов. "Правительственные структуры ряда стран, в частности Франции, ведут действия по дискредитации моего образа", - заявил он в эфире радиостанции.
Но затем СМИ Люксембурга со ссылкой на неназванные "судебные источники" сообщили, что в люксембургском филиале банка Hapoalim были заморожены многочисленные счета, "принадлежащие российским олигархам". Люксембургский еженедельник d'Land отмечал, что в деле, заведенном люксембургской юстицией, фигурирует не только имя франко-российского бизнесмена Аркадия Гайдамака, но и других российских олигархов, имена которых не называются.
В мае 2001 года он уже подавал иски на спецслужбы, а также на газету Le Monde - после появления на ее страницах материалов Главного управления внешней безопасности (DGSE - французской внешней разведки. - Прим. ред.) и Управления безопасности территории (DST - французской контрразведки. - Прим. ред.), касающихся его персоны.
На этот раз Гайдамак подал иск к российскому печатному изданиям, которое связало его имя со скандалом в израильском банке. Он подал иск на 100 млн долларов к издательскому дому "Коммерсант", в одноименной газете которого был опубликован материал под заголовком "Дело Hapoalim дошло до Люксембурга".
В нем указывалось, что "Аркадий Гайдамак перевел со своего счета в банке Hapoalim 120 млн долларов в третью страну, предположительно США, а затем в Люксембург (в люксембургский Sella Bank). Причем сделал он все это незадолго до 6 марта, когда было объявлено, что по подозрению в отмывании денег арестовано несколько сотрудников международного отделения банка Hapoalim и заморожены счета на сумму 372 млн долларов. Следственные органы Израиля подозревают, что служащие банка предупредили господина Гайдамака о грядущем аресте счетов". По данным "Коммерсанта", следствие считает, что бизнесмен пытался спасти "грязные деньги", в отмывании которых обвиняют Hapoalim и некоторых его клиентов.
Правда, позднее Гайдамак отозвал свой иск к "Коммерсанту", посчитав это "нецелесообразным". Он заявил, что вся эта информация абсурдна.