Обнаружение в горах Ирана недалеко от Кума завода по обогащению урана пролило свет на то обстоятельство, что на протяжении последнего десятилетия Иран скрывал значительную часть своего ядерного комплекса в сети туннелей
RTV International
Обнаружение в горах Ирана недалеко от Кума завода по обогащению урана пролило свет на то обстоятельство, что на протяжении последнего десятилетия Иран скрывал значительную часть своего ядерного комплекса в сети туннелей По утверждениям экспертов, в Иране есть сотни, если не тысячи туннелей различного назначения, и никто не знает, какая часть ядерной программы скрыта под землей
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Обнаружение в горах Ирана недалеко от Кума завода по обогащению урана пролило свет на то обстоятельство, что на протяжении последнего десятилетия Иран скрывал значительную часть своего ядерного комплекса в сети туннелей
RTV International
 
 
 
По утверждениям экспертов, в Иране есть сотни, если не тысячи туннелей различного назначения, и никто не знает, какая часть ядерной программы скрыта под землей
RTV International
 
 
 
Мы привыкли к наземным объектам. Под землей это как черная дыра. Невозможно знать, что там происходит
Euronews

Обнаружение в горах Ирана недалеко от Кума завода по обогащению урана пролило свет на то обстоятельство, что на протяжении последнего десятилетия Иран скрывал значительную часть своего ядерного комплекса в сети туннелей и бункеров по всей стране, сообщает InoPressa.ru со ссылкой на The New York Times.

По мнению американского правительства и частных экспертов, тем самым Иран достигал двойной цели. Он не только прятал инфраструктуру от военного удара в лабиринте скал, но и скрывал истинный масштаб и природу своей ядерной программы. Обнаружение завода в Куме только усилило опасения по поводу других необъявленных объектов, отмечает автор статьи Уильям Дж. Брод.

- Le Temps: Американские спецслужбы плохо усвоили уроки провалов 2001 года
- Le Monde:Китай противодействует санкциям в отношении Ирана

По утверждениям экспертов, в Иране есть сотни, если не тысячи туннелей различного назначения, и никто не знает, какая часть ядерной программы скрыта под землей. Компании Корпуса стражей исламской революции строят туннели как гражданского, так и военного назначения.

Теперь, когда крайний срок прогресса дипломатических усилий, установленный президентом США Бараком Обамой, прошел в конце года, этот покров невидимости стал чем-то вроде тайного оружия, затрудняющего геополитические и военные расчеты Запада.

Администрация Обамы утверждает, что надеется воспользоваться внутренней политической нестабильностью и неупорядоченностью иранской ядерной программы, чтобы настоять на введении мощных и немедленных новых санкций. Но, по словам аналитиков, важным фактором, стоящим за этим стремлением к невоенным решениям, являются туннели Ирана - то, что Тегеран называет своей "пассивной обороной".

Министр обороны Роберт Гейтс неоднократно исключал возможность военного удара, утверждая, что это лишь замедлило бы реализацию Ираном своей ядерной программы на один-три года и загнало бы программу еще глубже в подполье.

Некоторое аналитики говорят, что Израиль, который занял жесткую позицию по Ирану, может оказаться в особенно затруднительном положении, учитывая его более скромные военные и разведывательные возможности.

"Это затрудняет поиск объектов, - утверждает Ричард Л. Рассел, бывший аналитик ЦРУ, ныне работающий в Университете национальной обороны. - Мы привыкли к наземным объектам. Под землей это как черная дыра. Невозможно знать, что там происходит".

Le Temps: Американские спецслужбы плохо усвоили уроки провалов 2001 года

Несмотря на глубокую реорганизацию разведывательной системы США после терактов 11 сентября 2001 года и последовавших рекомендаций комиссии по расследованию, американские спецслужбы вновь не сумели "связать воедино" все данные, заявил во вторник президент Обама, критикуя действия своих шпионов в связи с попыткой теракта на рейсе Амстердам-Детройт, пишет сообщает InoPressa.ru со ссылкой на Le Temps. По словам Барка Обамы, ошибка спецслужб заключалась не в недостатке информации, но в неспособности связать все факты воедино и проанализировать имеющуюся информацию.

По отдельности все звенья разведки выполняли свои функции, но полученные данные не были сопоставлены с данными Госдепартамента по визовым вопросам и Национального агентства безопасности по вопросам деятельности "Аль-Каиды".

Аналогичная ситуация была выявлена Комиссией по расследованию причин терактов 11 сентября. По мнению двух авторов доклада Комиссии, республиканцев Томаса Кина и Джона Фармера, "внутри разведывательных агентств продолжается война кланов, они стремятся к власти, уклоняясь от ответственности". По их словам, в некоторых аспектах проблема даже усугубилась.

Гнев по отношению к спецслужбам тем более понятен, что к предполагаемому соперничеству агентств добавляется тот факт, что молодой террорист-нигериец сумел пронести в самолет взрывное устройство. И хотя аэропорт Амстердама оснащен аппаратами, "виртуально раздевающими" пассажиров, американские власти выразили желание, чтобы на них не досматривали тех, кто направляется в США.

"Ставший заложником спора между индивидуальными свободами и национальной безопасностью еще в большей степени, чем его предшественник, Обама должен остерегаться шагов, которые могут создать впечатление, будто он сваливает всю вину на администрацию Буша", - отмечает газета.

Le Monde: Китай противодействует санкциям в отношении Ирана

Истечение срока, данного Ирану Бараком Обамой для дипломатического выхода из кризиса, совпало с развитием цикла протестов-репрессий внутри иранской республики, исход которого трудно предвидеть. Теперь дипломаты обеспокоены тем, как найти оптимальную взаимосвязь между внутрииранским контекстом и внешними санкциями, сообщает InoPressa.ru со ссылкой на Le Monde.

По мнению французской дипломатии, раскол между иранским режимом и населением настолько велик, что никакое внешнее давление не приведет к подъему национального единства. Госсекретарь США Хилари Клинтон, в свою очередь, выдвинула мысль о том, что основной удар новых санкций следует сосредоточить на Корпусе стражей революции, чтобы не усиливать страдания простых иранцев.

Запад, цель которого - не столько утвердить жесткие меры, шансы на которые ничтожны, учитывая противодействие России и Китая, сколько сохранить единый дипломатический фронт против Тегерана, хотел бы использовать решение Совбеза ООН как политический сигнал, позволяющий перейти к более серьезным санкциям на европейском уровне. Однако в ООН процесс обещает оказаться долгим и сложным, продолжает издание. Препятствие номер один - Китай, по всей видимости, образовавший вместе с Ираном стратегическую ось. В связи с этим, считают в Париже, возможности весьма ограничены. Пока же Запад пытается разъяснить свою стратегию крупным мусульманским и быстро развивающимся странам с целью убедить их, что мирное разрешение ядерного спора возможно и в случае принятия новых санкций.

"Провал американского проекта вывоза обогащенного урана из Ирана с целью снижения международной напряженности вокруг ядерной программы сопровождался полицейской агрессией в Иране и многочисленными внешнеполитическими провокациями режима. Эти же факторы сегодня расцениваются как "позитивные" для того, чтобы добиться одобрения санкций. Израилю, видимо, пока придется запастись терпением", - резюмирует издание.