Ядерная программа Ирана обсуждается на продолжающейся в столице Австрии очередной сессии Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ)
AFP
Ядерная программа Ирана обсуждается на продолжающейся в столице Австрии очередной сессии Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ)
 
 
 
Ядерная программа Ирана обсуждается на продолжающейся в столице Австрии очередной сессии Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ)
AFP

Ядерная программа Ирана обсуждается на продолжающейся в столице Австрии очередной сессии Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Как сообщил накануне генеральный директор агентства Мухаммед аль-Барадеи, в ожидании позитивных перемен на иранском направлении Совет управляющих не станет принимать новых резолюций по Ирану, в том числе на нынешней сессии. Сессия завершится в среду, 8 марта.

Аль-Барадеи выразил надежду на то, что споры вокруг ядерной программы Ирана все же удастся вскоре разрешить за столом переговоров. По мнению западных дипломатов, это заявление, по всей видимости, основано на некоем новом, модифицированном предложении России, поддержанном МАГАТЭ.

Суть нового компромисса, по их словам, состоит в том, чтобы перенести в Россию не только процесс обогащения урана в промышленных масштабах, но и научные исследования, создав для этих целей на российской территории пробную установку. Таким образом Иран сможет отказаться от дальнейших работ по обогащению урана и при этом сохранить свое лицо, передает ИТАР-ТАСС.

Тем временем, президент Ирана Махмуд Ахмади Нежад заявил, что его страна пересмотрит отношение к МАГАТЭ, если агентство будет использоваться как оружие в руках нескольких государств. Как сообщила в понедельник пресс-служба главы иранской исполнительной власти, он подчеркнул: "Надеюсь, наши подозрения относительно того, что некоторые международные организации обеспечивают интересы и являются орудием в руках экстремистских держав, не оправдаются в отношении МАГАТЭ". "В противном случае мы пересмотрим свою политику", - предупредил президент.

"Иран не претендует на чужие права, но не позволит, чтобы его собственные права были нарушены", - подчеркнул Ахмади Нежад. Он выразил уверенность в том, что "все 35 членов Совета управляющих МАГАТЭ прекрасно понимают, что Иран ни на шаг не отклоняется от законодательства агентства".

Представители России и ядерные инспекторы ООН возобновили призывы достичь компромисса по иранскому ядерному проекту до того, как этот вопрос будет обсуждаться в Совете Безопасности ООН. Эта позиция вступает в конфликт с целями Европы и США, пишет The Wall Street Journal (полный текст на сайте Inopressa.ru).

Совет управляющих МАГАТЭ 4 февраля принял решение передать дело в СБ ООН, где могут быть рассмотрены дальнейшие меры и возможность введения санкций против Ирана – однако с необычной оговоркой, что следующее заседание управляющих МАГАТЭ в Вене должно состояться до рассмотрения иранского досье в СБ.

Таким образом, возможность продолжать движение к компромиссу оставалась открытой. С тех пор Россия провела несколько раундов достаточно сложных переговоров с Ираном, направленных на то, чтобы разрядить обстановку. Представители ЕС также возобновили переговоры, однако заявили, что они ни к чему не привели.

Россия, которая содействовала развитию иранской ядерной программы, была заинтересована в заключении договора, в рамках которого она за определенную плату обогащала бы уран для Ирана на своей территории, а Иран – ввел мораторий на этот процесс внутри страны. В декабре Иран объявил, что намерен выйти из программы добровольной инспекции и возобновить обогащение урана, что и привело к сегодняшнему кризису.

Дипломаты, близкие к МАГАТЭ, говорят, что Иран, вероятно, в любом случае будет проводить эти работы, но компромисс позволит инспекторам МАГАТЭ вернуться в Иран. Представители США и Европы сопротивлялись плану России по обогащению урана еще до того, как стало известно о дополнительном компромиссе с разрешением работы 20 центрифуг. Представитель Госдепартамента США и дипломат ЕС сказали вчера, что работа даже 20 центрифуг обеспечит Ирану ценный опыт, необходимый ему для программы по обогащению.

Надежды, что Иран заключит сделку, которая остановит противодействие ООН его ядерной программе, привели вчера к снижению цен на нефть.

Россия просит позволить Ирану "немного обогащать уран". США против: "нельзя быть немного беременной"

Глава МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи надеется, что проблема иранской ядерной программы не потребует санкций Совета Безопасности ООН. Он полагает, что соглашение по этому вопросу будет принято в течение нескольких дней. По всей видимости, оптимизм аль-Барадеи вызван конфиденциальным предложением России позволить Ирану обогащать ограниченное количество урана для мирных целей. Ожидается, что этот план вызовет резкий протест США, выступающих против любых действий по обогащению урана на иранской территории, сообщает NEWSru Israel.

Как подчеркнул представитель госдепартамента США Том Кейси, "нельзя быть немного беременной", сообщает РИА "Новости". По его словам, Ирану "нельзя разрешать обогащение в каком-либо масштабе, потому что любое обогащение позволит им овладеть технологией и закончить топливный цикл, а затем эта технология может быть легко использована в тайной программе по изготовлению ядерного оружия".

При этом представитель госдепартамента привел в пример ситуацию вокруг ядерной программы Северной Кореи. "Если посмотреть на другие примеры, то взгляните на то, что случилось в Северной Корее – они завершили топливный цикл, а затем очень быстро взяли гражданскую ядерную программу и превратили ее в программу по изготовлению бомб всего примерно за 30 дней", – отметил Кейси.

Посланник США в ООН Джон Болтон сообщил, что Соединенные Штаты настаивают на запрете любого обогащения урана на иранской территории. "Это было основной частью нашей позиции, позиции европейской "тройки" и Российской Федерации – никакое обогащение урана в Иране недопустимо".

Он также повторил, что даже так называемые "незначительные" программы по обогащению урана дают Ирану возможность получить необходимые технологии и перевести ограниченное обогащение в полномасштабное.