Шведская королевская академия наук в четверг назвала лауреата Нобелевской премии по литературе. 2004 год стал триумфальным для писательницы Эльфриды Елинек из Австрии. Она получит премию, сумма которой в этом году составляет 10 млн шведских крон (1 млн 342 тыс. долларов США), сообщается на сайте Нобелевского фонда
Эльфрида Елинек удостоена Нобелевской премии "за музыкальный слог в новеллах и пьесах, которые с исключительной языковой выразительностью описывают нелепость общественных стереотипов и их порабощающую силу".
Церемония объявления лауреатов состоялась в четверг в Стокгольме, а награждение лауреатов состоится в день смерти Альфреда Нобеля, 10 декабря.
В России австрийская писательница известна как автор изданного в 1983 году романа "Пианистка", по которому был снят одноименный фильм Михаила Ханеке.
Эльфрида Елинек родилась в 1946 году в небольшом городке Мюрццушлаг в Штирии. Вскоре семья перебралась в столицу, где Эльфрида и выросла в одном из типичных венских кварталов. Как это было принято тогда в бюргерских кругах, родители отправили дочь сначала в монастырский детский сад, а затем в монастырскую школу. Литературой она заинтересовалась еще в ранней юности, сообщает "Новый Венский журнал".
"Собственно, я всегда писала. Я думаю, что это у меня от отца, который любил игры с языком, особенно с венским диалектом. Так что я выросла с тем, что языку не следует особо доверять. Всегда нужно проверять, нет ли какого подтекста. Кроме того, я рано начала заниматься музыкой и поэтому впоследствии стала относиться к языку "по-композиторски". Эта работа со словом как наименьшей единицей языка, пожалуй, и отличает меня от других авторов", - рассказывает писательница.
Отец сыграл большую роль в жизни Елинек - она видела, как он страдал от собственной беспомощности. В 1972 году он умер в психиатрической клинике.
С "демонической матерью" писательницы в значительной степени были связаны занятия музыкой. Женщина подвергала дочь самой жестокой дрессуре, чтобы сделать из нее вундеркинда. В своем романе "Пианистка", изданном в 1983 году, Елинек описывает сложные отношения между дочерью и матерью, которая прививала ей чувство особенности и отвращение ко всему плотскому. Конечно же, в романе есть много из жизни самой писательницы, но он выходит за рамки простой автобиографии - речь в нем идет вообще о роли женщины в патриархальном обществе и об овеществлении межчеловеческих отношений.
Елинек быстро стала одним из самых известных авторов в Австрии. Ее произведения всегда вызывали острую полемику в обществе. Уже первое публичное выступление Эльфриды на фестивале молодежной культуры в Инсбруке, где она получила две премии - за лирику и за прозу, закончилось скандалом. Во всяком случае, было принято решение больше не проводить подобные фестивали, где, как это было сформулировано, "премируются порнографические тексты".
Обвинения в том, что книги Елинек носят порнографический характер, высказывались всегда, однако своего апогея скандал, устроенный средствами массовой информации, достиг после выхода в свет книги "Похоть" в 1989 году. Шумная, но довольно бесплодная полемика вокруг романа "Похоть", публичные поиски в нем якобы порнографических пассажей, к сожалению, способствовали тому, что литературные качества и авангардистский характер этого произведения остались практически незамеченными. Роман, в котором, вопреки названию, речь идет вовсе не о похоти, а о борьбе женщин против порнографии, за короткое время разошелся 100-тысячным тиражом.
"Я не могла представить некую женскую порнографию, поскольку для нее нет особого языка. Существует лишь мужской язык, описывающий женщину как объект. Вот этим-то языком я и воспользовалась и, так сказать, вернула его мужчинам. В романе "Похоть" я обратила их оружие против них самих, чтобы показать им, как этот объект, женщина, превращенная в предмет порнографии, сам начинает третировать более слабого и, в конце концов, убивает ребенка", - рассказала Эльфрида Елинек.
По мнению писательницы, основными формами межчеловеческого общения в нашем обществе являются подавление и насилие, и это касается не только отношений между полами. "В основу романа положен гегелевский принцип отношений между слугой и господином. Сексуальные отношения являются не чем иным, как отражением отношений вообще между сильным и слабым: тот, у кого есть собственность, присваивает себе результаты труда других людей. Вероятно поэтому я и не стала аполитичной феминисткой, - ведь, в принципе, ясно, что эмансипация нужна и женщинам, и мужчинам. Я всегда тяготела к левому крылу женского движения. Это, однако, не меняет того факта, что нормы по-прежнему устанавливают мужчины. Именно мужское начало, причем не зависимо от биологического пола, устанавливает нормы в культуре. И с этим приходится мириться и мне как писательнице, сделавшей себе какое-никакое имя. Для меня совершенно очевидно, что под сомнение ставят способность женщины быть творцом чего-то великого в культуре. Определяющим является, так сказать, ошибочный принцип мужского творческого начала в западной культуре, которое не терпит никакой конкуренции."
Уникальность, неповторимость каждого отдельного человека Елинек считает мифом. Ведь все мы даже в самых интимных ситуациях ориентируем наши действия на то, что мы видели в кино или по телевидению. Общество является герметически закрытой системой, в которой индивидуализм или индивидуальность просто невозможны. Да и структуры, определяющие наши действия, далеко не так разнообразны, как в том нас пытаются убедить. Их можно свести к довольно простому знаменателю: зависть, алчность и подлость.
Какое-то время Елинек была членом компартии, что тоже не облегчало ее жизнь в Австрии: "Скажем так, я исповедовала идеалистический, дохристианский вульгарный марксизм. Я бы никогда не стала коммунисткой в стране, в которой людей подвергают репрессиям. Будучи членом компартии, я хотела просто восстановить равновесие в очень католической Австрии, придерживающейся правых взглядов. Я хотела, чтобы партия преодолела 5%-ный барьер и попала в Парламент. Когда все бегут "вправо", то хочется, чтобы хотя бы некоторые люди бежали "влево".
Отношение к родной Австрии у Елинек далеко не однозначное. Вся ее проза пронизана любовью к австрийцам, а критика, постоянно высказываемая в их адрес, обусловлена чувством ответственности, которое, как известно, является важной составной частью чувства любви. Елинек безжалостно критикует современную действительность Австрии, особенно реакционные течения в обществе, подспудный антисемитизм, ксенофобию и нежелание признать свою вину за нацистское прошлое.
"В Германии, пока писатели продолжают писать, история никогда не умрет. Она будет занимать еще целые поколения немцев. В Австрии отношение к истории более сложное, чем в Германии. Возможно потому, что независимость мы получили еще в 40-е годы и считались невиновными, хотя мы были в числе первых виноватых. Кроме того, австрийская пресса - это бульварная пресса. Здесь нет солидной газеты, которая бы проявляла серьезный интерес к истории."
В конце 90-х годов в Австрии началась настоящая травля Елинек. Писательнице пришлось отойти от общества и пересмотреть свое отношение к Родине.
"Я бы сказала, что, собственно, мне эта страна больше не нужна. Меня удерживают здесь семейные связи, отношения с несколькими людьми и пара пейзажей, но не желание что-то изменить. У меня больше нет желания в качестве моралистки, которой я, наверное, являюсь, говорить людям неприятные вещи. Это у меня прошло.
Ты высказываешь свое мнение, потому что должен его высказать. Потому что иначе не можешь. Я довольна, что мне удалось сказать то, что я должна была сказать. Этого у меня не отнимешь. Это - как удовлетворенность сапожника тем, что ему удалось стачать "добрые" сапоги, в соответствии со своими возможностями и умением. То, что общество не любит того, кто его критикует, - это старая истина. Я была бы уже довольна, если бы со мной не боролись публично с помощью плакатов, не превращали меня в синоним плохого искусства и не выставляли к позорному столбу за то, что обществу в данный момент не нравится. Но это старая традиция - ставить женщину к позорному столбу. То, что произошло со мной, изменило мою жизнь. Тем не менее, это не причина для жалоб. Это, скорее, повод сделать то, что я и так с удовольствием делаю, - ретироваться."
Елинек выполнила это в начале 1998 года, вызвав тем самым большую шумиху. Ее заявление - "Я ухожу во внутреннюю эмиграцию, потому что для общественного деятеля жизнь в Австрии просто невыносима" - облетело весь мир.
Елинек продолжает писать, но с иллюзией относительно того, что писатель может серьезно повлиять на общественное мнение, она рассталась.
"Я не считаю, что писатель в состоянии изменить взгляды общества. Он может всего лишь раньше других указать пальцем на раны, может испугать. Он может так смеяться, что другим будет не до смеха. Он может бросить камень, так чтобы пошли круги по воде. Своей книгой он может заставить того или иного мужчину задуматься над тем, как он обращается со своей женой. Но не больше", - говорит писательница.
Основатель Нобелевского фонда, изобретатель и промышленник Альфред Нобель хотел, чтобы премии вручались за достижения каждого прошедшего года. Однако жизнь, наука, внесли свои коррективы и премии присуждаются за такие открытия, которые выдержали испытание временем, имеют важнейшее, глобальное значение для прогресса человечества.
Выдвигать кандидатов на Нобелевскую премию, по данным Шведского института, могут лауреаты Нобелевских премий, члены учреждений, присуждающих эти премии, и члены Нобелевских комитетов, профессора университетов или лица, специально приглашенные учреждениями, присуждающими премии. Лицо, выдвинувшее само себя на получение Нобелевской премии, автоматически дисквалифицируется.
В понедельник Нобелевская премия по физиологии и медицине присуждена американцам Ричарду Акселю и Линде Бак за открытие в области рецепторов обоняния и организации системы обоняния. В ходе проходящей здесь традиционной Нобелевской недели в ближайшие несколько дней мир узнает также нобелевских лауреатов по химии, литературе и обладателя премии по экономике - "памяти Нобеля".
Награждение лауреатов состоится в день смерти Альфреда Нобеля 10 декабря в столице Швеции, где в Концертном зале традиционно проходит сама церемония вручения наград, за которой следует роскошный банкет в стокгольмской ратуше.
Статус Нобелевской премии определяется не столько значительной суммой денег, сколько ее престижностью. Лауреаты Нобелевской премии получают значительную поддержку со стороны государства и частных организаций, к их мнению прислушиваются государственные деятели.
Премии присуждаются согласно завещанию Альфреда Нобеля (1833-1896), шведского инженера, изобретателя и промышленника, составленному 27 ноября 1895 года. Завещание предусматривало выделение капитала на присуждение премий по пяти направлениям: физике, химии, физиологии и медицине, литературе и вкладу в дело мира во всем мире.
Для этой цели в 1900 году был создан Фонд Нобеля - частная, независимая, неправительственная организация с начальным капиталом 31 млн шведских крон.
Средства Фонда пополняются за счет доходов от инвестиционной деятельности (в США коммерческая деятельность Фонда была освобождена от налогов в 1953 году) и благотворительных пожертвований.
Первые премии в 1901 году составляли 150 тыс. шведских крон (6,8 млн крон в исчислении 2000 года), затем вознаграждение было уменьшено и только в 1991 достигло первоначального уровня. В 2004 размер премии составят по 10 млн крон (чуть более 1 млн 300 тыс. долларов США). Первые премии были вручены 10 декабря 1901 года. Лауреатами стали Э. Геринг (физиология и медицина), В. Рентген (физика), Л. Вант-Гофф (химия).
В 1968 году Шведский государственный банк (Риксбанк) принял решение об учреждении памятной премии Альфреда Нобеля в области экономических наук. Присуждение этой премии было возложено на Шведскую АН на условиях, предусмотренных в уставе Нобелевского фонда.
После этого правление Фонда Нобеля решило более не увеличивать количество номинаций.
Порядок присуждения
Премия не может быть присуждена совместно более чем трем лицам (решение об этом было принято в 1968 году) и может быть присуждена посмертно только в том случае, если претендент был жив в момент объявления о присуждении ему премии (обычно в октябре), но умер до 10 декабря текущего года (решение принято в 1974 году).
Премии присуждаются не самим Фондом Нобеля, а специальными Нобелевскими комитетами по каждому направлению, состоящими каждый из пяти человек, при этом комитеты по физике, химии, экономике выбирает Шведская королевская академия наук, по физиологии и медицине - Королевский Каролинский медико-хирургический институт в Стокгольме, по премиям мира - норвежский парламент (стортинг), а по литературе - Шведская академия в Стокгольме.
Правом выдвижения кандидатур обладают только отдельные лица, а не учреждения (кроме премий мира). Премии (кроме премий мира) могут присуждаться только один раз (впрочем, в истории присуждения Нобелевской премии встречались немногочисленные исключения из этого правила). Многочисленные эксперты оценивают вклад претендента на премию.
Процедуры принятия решений по указанным пяти направлениям различны. Предложения на текущий год поступают до 1 февраля, а в октябре принимаются окончательные решения, о которых сообщается на специальной пресс-конференции в Стокгольме. Церемония вручения премий происходит 10 декабря в Копенгагене и Осло.
Премии по физике, химии, физиологии и медицине, литературе и экономике вручает в Копенгагене в Концертном зале король Швеции, Нобелевская премия мира вручается председателем Норвежского Нобелевского комитета в Осло в присутствии короля Норвегии и членов королевской семьи.
Премия включает золотую медаль, диплом и денежное вознаграждение. Лауреаты представляют Нобелевские лекции, публикуемые в специальном издании "Нобелевские лауреаты". С 1946 года Фонд Нобеля решением риксдага освобожден от уплаты налогов.
Нобель не оставил инструкций о том, как выбирать ученых для присуждения премии. Правила были разработаны после его смерти (в 1896 году) и с тех пор остаются практически неизменными.
Кандидаты выдвигаются в основном Нобелевскими комитетами, которые состоят из 3-5 ученых, чаще всего шведских. Члены комитетов выбираются на 9 лет организациями, присуждающими премии. В своей работе комитеты руководствуются многочисленными неписаными правилами. Решения комитетов обычно не оспариваются, но бывают исключения. Так, в 1906 году Шведская королевская академия наук отказалась принять решение Нобелевского комитета о присуждении премии Д.И. Менделееву за периодическую таблицу элементов, и премия была присуждена Ф.Муассану за открытие фтора. Это решение было принято под давлением С.Аррениуса, получившего Нобелевскую премию в 1903 году за теорию электролитической диссоциации, ярым противником которой был Д.И. Менделеев. Дмитрий Иванович умер в 1907 году, так и не получив Нобелевской премии.
Три четверти века механизмы принятия решений Нобелевскими комитетами оставались тайной, но в 1974 году Нобелевский фонд объявил, что закрытыми остаются только архивы за последние 50 лет. Оказалось, что члены комитетов затруднялись не только с интерпретацией слов Нобеля "приносящие наибольшую пользу человечеству", но даже просто с определениями физики и химии. По этой причине в 1923 году астрофизики Дж.Хейл и А.Деландр не получили премии - члены комитета посчитали, что астрофизика относится к астрономии, а по астрономии премии не присуждаются.
Курьезы
Архивы свидетельствуют и о том, что Нобелевский комитет неоднократно откладывал присуждение премии Альберту Эйнштейну за теорию относительности. Член комитета А.Гуллстранд, лауреат премии по физиологии и медицине 1911 года, считал, что теория относительности не выдержит проверки временем. А член Шведской королевской академии наук и Нобелевского комитета по физике Б.Хассельберг, протестуя против присуждения премии Эйнштейну за общую теорию относительности, писал в 1921 году: "Крайне маловероятно, что Нобель имел в виду такие спекуляции, как эта". В результате академия вообще отложила присуждение премии в том году. На следующий год молодой член академии К.В. Озеен предложил все-таки присудить премию 1921 года Эйнштейну, но не за теорию относительности, а за открытие закона фотоэффекта, который был доказан экспериментально.
В некоторых случаях решения о присуждении премий были ошибочными. Так, в 1949 году премию по физиологии или медицине получил португальский нейрохирург А.Е. Мониц за разработанную им в 1935 году операцию на головном мозге (префронтальная лоботомия). Однако многие медики считали, что она приносит больше вреда, чем пользы. Правительство Португалии запретило проведение этой операции, а затем от нее отказались и в других странах.
С. Ярлског, возглавлявшая Нобелевский комитет по физике до 1999 года, считает, что действительно заслуживающие присуждения премии кандидаты отличаются от случайных тем, что их выдвигают из года в год. "Лучше не торопиться с присуждением премий, чем ошибиться, - говорит она. - Однако из-за правила, запрещающего присуждать премию посмертно, даже очевидный кандидат должен обладать хорошим здоровьем, чтобы этой премии дождаться".
Особой критике подвергается правило, запрещающее присуждение премии в одной области науки более чем трем ученым одновременно. Особенно жаркие дебаты разгорелись три года назад, когда Нобелевскую премию за исследования регуляторной роли оксида азота в сердечно-сосудистой системе присудили трем ученым из США - Ф.Мураду, Р.Ферчготту и Л.Игнарро. Однако не меньший вклад в изучение биологической роли оксида азота внесли А.Ф. Ванин (Россия) и С.Монкада, директор Института биомедицинских исследований в Лондонском университете, премию не получившие.
Альфред Нобель (Alfred Bernhard Nobel) (1833-1896), шведский инженер, изобретатель и промышленник. Родился 21 октября 1833 года в Стокгольме. В 1842 году семья переехала в Санкт-Петербург, где его отец основал механический завод по производству подводных мин (по заказу российского правительства).
До 16 лет Альфред занимался с частными преподавателями, хорошо знал физику и химию, прекрасно владел несколькими языками, интересовался техническими науками, литературой, историей, медициной. В 1949 году предпринял с образовательной целью двухлетнее путешествие по Европе и Америке. Большую часть времени провел в Париже, где изучал химию в лаборатории Т.Пелуза. Здесь он впервые услышал о нитроглицерине и способе его получения, что сыграло решающую роль в его дальнейшей жизни.
В 1853 году вернулся в Россию, работал на принадлежавшей его отцу фирме "Нобель и сыновья". В 1859-м семья вернулась в Швецию, а Альфред остался в Петербурге. Работал у известного химика Н.Н. Зинина, который еще с 1853 года проводил опыты с нитроглицерином (совместно со своим учеником В.Ф. Петрушевским). С мая 1862 года А. Нобель начал свои первые самостоятельные опыты с этим веществом, и в 1863 году произвел подводный взрыв в пригороде Петербурга, используя изобретенный им запал, впоследствии получивший название "нобелева".
Попытка запатентовать способ применения нитроглицерина в качестве взрывного вещества в Главном инженерном управлении Петербурга окончилась неудачей, и А. Нобель отправился к родителям в Стокгольм. Здесь он занялся дальнейшими экспериментами с нитроглицерином и в 1864 получил в Швеции патент на производство взрывчатой смеси и свой запал. В это же время вместе с отцом и братьями он начал строительство двух заводов по производству нитроглицерина. Однако вскоре на одном из них, расположенном в Хелеборге, произошел мощный взрыв, в результате которого погиб младший брат Альфреда.
Несчастные случаи при работе с нитроглицерином происходили все чаще, и правительство Швеции наложило запрет на производство нитроглицерина. Чтобы избежать банкротства, Нобель предпринял интенсивные поиски способов, позволяющих уменьшить взрывоопасность нитроглицерина, и в 1867 году получил в Англии патент на способ приготовления "кизельгур-динамита", вещества, содержащего от 30 до 70% нитроглицерина и кизельгур. Это вещество уже не взрывалось при малейшем нагревании и встряхивании.
Вскоре динамит был запатентован в Швеции, затем в других странах. После франко-прусской войны 1870-1971 годов многие химики начали исследования по созданию бездымного пороха. В эту работу включился и Нобель. В 1875-м, растворив нитроцеллюлозу в нитроглицерине, он получил легковзрывающуюся желатинообразную массу, а в 1887-м, введя в нее определенные добавки, получил "баллистит" - бездымный порох.
Продукция динамитных заводов Нобеля быстро завоевала международный рынок и приносила огромные доходы.
Сам Нобель был ярым пацифистом и поддерживал связи с некоторыми общественными деятелями, занимавшимися подготовкой Конгресса в защиту мира.
Однако его точка зрения по этому вопросу была весьма своеобразной. Он писал: "Мои открытия скорее прекратят все войны, чем ваши конгрессы. Когда враждующие стороны обнаружат, что они в один миг могут уничтожить друг друга, люди откажутся от этих ужасов и от ведения войн". К концу жизни Нобель занимался благотворительностью, помогал молодым людям, которые, как и он сам когда-то, пытались пробить себе дорогу.
За два года до смерти он завещал почти все свое состояние фонду, который должен был ежегодно отчислять определенные суммы на премии для лиц, деятельность которых принесла человечеству наибольшую пользу. Умер Нобель в Сан-Ремо (Италия) 10 декабря 1896 года. После выполнения всех формальностей идея Нобеля стала реальностью: 29 июня 1900 года устав фонда был утвержден Шведским парламентом. Первые Нобелевские премии были присуждены в 1901 году.