Президент Белоруссии Александр Лукашенко ответил в пятницу в Минске на вопросы российских журналистов. В ходе беседы он рассказал о таинственном посланнике "из США", влиянии России на валютный дефицит в Белоруссии, а также отказался признавать наличие проблем в отношениях с Москвой, а также экономический кризис в его стране и существование в Белоруссии политзаключенных.
Кроме того, белорусский президент порассуждал о своей собственной судьбе, назвав условия, при которых он готов оставить власть, но пообещав, что жить он намерен еще очень долго. Вместе с политическими - были и ряд экономических заявлений.
"Когда я стал президентом (первый раз в 1994 году - прим. NEWSru.ru), мне давали срок полгода", - рассказал Лукашенко. Потом, по его словам, дали еще год, потом два, потом "начали хоронить". И сейчас, по его словам, "много начали писать, что я смертельно болен и собираюсь бежать из страны". "Не переживайте, я нормально себя чувствую, жить еще намерен немало", - заявил он.
"Моему малышу семь лет, мне его еще на ноги надо поставить", - сказал глава Белоруссии, имея в виду своего младшего сына Николая. "Думаю, что как минимум лет под 90 с лишним не умру", - предположил 57-летний президент, признав при этом, что "не факт, что я еще долго будет президентом".
Посланник из США
Лукашенко рассказал, что ему уже поступали предложения из-за рубежа об обеспечении беззаботной старости, правда, в обмен на выполнение ряда условий. "На прошлой неделе пригласили одного из наших, кто якобы имеет доступ ко мне, и просят передать, что мы вашему президенту обеспечим все с американской стороны: и старость, как президенту Украины", - рассказал он.
По словам Лукашенко, человек, которого выбрали посредником для передачи этих предложений, "даже разговаривать не стал на эту тему", заявив, что "наш президент совсем другой".
"До чего додуматься, а! - возмущался Лукашенко, - Они (США) нам условия какие-то выставляют. Да дайте нам жить спокойно! Мы вам проблем не создаем, почему вы нам какие-то условия ставите?".
Лукашенко рассказал, когда он уйдет
Глава Белоруссии заверил, что не держится за кресло президента и готов уйти, если против него будут более 80% белорусов. "Если бы я был только уверен и знал, что белорусы на 80%, или там больше, ненавидят Лукашенко, я бы все эти шмотки собрал, положил на стол и сказал: спасибо братцы-белорусы. Я себе на хлеб заработаю, - заявил он. - Я не держусь за это кресло, как вы иногда пишете в России: ради власти или ради богатства и денег".
Комментируя результаты независимых соцопросов, которые свидетельствуют о снижении его рейтингов, Лукашенко назвал их "полным враньем". Он уверен, что белорусы должны его "любить". "А за что не любят? Ну, скажите, за что? Что, я хуже других работаю? Нет. Надо же не любить за что-то", - заявил Лукашенко.
Обвинил белорусов и Россию в обвале белорусской валюты
Он предположил, что его могут "не любить" за полугодовой дефицит валюты, в том числе на наличном рынке. "За то, что валюты не было в обменниках", - предположил Лукашенко причины возможного охлаждения чувств со стороны белорусов. "Так я, вообще, не был сторонником ее отдавать в обменники. Нам валюта достается слишком дорого", - заявил президент. При этом он выразил уверенность, что в валютном дефиците виноваты "спекулянты" на рынках.
Кроме того, по мнению Лукашенко, белорусскую валюту смогли обвалить сами белорусы, которые начали ввозить в страну иномарки. "На эти цели из Беларуси было вывезено около 3 млрд долларов. Это те три миллиарда, которых нам, кстати, и не хватило", - заметил Лукашенко.
Досталось от него и гражданам России. "Нам и помогли, конечно, очень сильно, в том числе и российские СМИ, и некоторые чиновники, которых сегодня уже нет, которые создавали вокруг Беларуси ажиотаж. А вы знаете, что такое слухи для национальной валюты", - отметил Лукашенко.
Также он обвинил в валютном дефиците, который начался в Белоруссии в 2011 году, мировой кризис, введение единого экономического пространства с Россией и Белоруссией, а также резкое повышение цен на энергоносители со стороны РФ, которая, по его словам, за последние пять лет подняла цены в пять раз.
Впрочем, по словам Лукашенко, он не склонен отчаиваться. "В связи с проблемами на валютном рынке и резкой девальвацией национальной валюты я тоже пеплом голову не посыпаю и своим подчиненным этого советую не делать", - сказал президент. Он также выразил уверенность, что к концу 2011 года белорусы забудут о проблемах на валютном рынке.
Отказался признавать кризис
Глава Белоруссии отказался признавать, что его страна находится в кризисе. "Вы сказали о кризисе, я нигде об этом не говорил, - отметил президент. - У нас возникли определенные проблемы с валютой. Давайте, кризис - это когда обламывается все и экономика страны прежде всего. Согласны? Когда людям нет работы, коль не работает производство, и нет зарплаты. У нас сложилась неполноценная ситуация, хотя я часто об этом говорю".
Отвечая на вопрос о том, как в Белоруссии обеспечивается качество продуктов питания на прилавках в магазинах, Лукашенко посоветовал: "Чтобы не иметь проблем - ешьте белорусское! Я это вполне серьезно говорю. Это один из вопросов безопасности - лекарства, продукты питания, отчасти одежда", пишет "Комсомольская правда".
О политзаключенных
Говоря о политзаключенных, глава государства удивился: "Какие политзаключенные? Они осуждены по конкретной статье!. Берите кадры западных журналистов и смотрите, что было" (имеются в виду кадры с массовых беспорядков в Минске после прошлогодних президентских выборов, по следам которых были осуждены ряд оппозиционеров - прим. NEWSru.ru). "Как будто в России или Америке поступили бы по-другому, если бы Белый дом или Кремль штурмовать начали отморозки!", - задал риторический вопрос Лукашенко.
По его словам, белорусские правоохранительные органы действовали более корректно по сравнению с коллегами других стран: "Мы ж никого даже водой не поливали! А в Великобритании – несколько тысяч задержали, и никто не знает, где люди. Им - можно, а нам - нельзя". "Я уже про Ливию и Ирак не говорю. Сейчас Сирию наклоняют. За что? Нефтишка нужна, богатство нужно", - резюмировал Лукашенко.
Опроверг плохие отношения с Кремлем
Президент Белоруссии также заявил об отсутствии проблем в его отношениях с президентом России Дмитрием Медведевым и премьером РФ Владимиром Путиным. "Никаких межличностных факторов в отношении с руководителями России у меня нет. И я не хочу на эту тему рассуждать. Да, у нас бывали моменты, когда неоднозначно складывались наши отношения, но это не потому, что у Лукашенко скверный характер", - заявил глава белорусского государства.
Он подчеркнул, что в конфликтных ситуациях выступал с позиции президента, который "отвечает за свою страну, за людей, за российских наших братьев (проживающих в Белоруссии россиян), которые небезразличны и России". "И если я вижу, что что-то складывается не так, я реагирую", - цитирует Лукашенко "Интерфакс".
Он не исключил, что мог и ошибаться в каких-то моментах. "Может, я где-то ошибался, я же тоже человек. Но время показывает, что я не ошибался", - сказал он.
Он напомним, что на одной из пресс-конференций Путин заявил, что "и Лукашенко и Беларусь являются активными сторонниками Российской Федерации". "Это говорит о том, что если и были какие-то недопонимания нашей политики, то на сегодняшний день они сняты", - считает Лукашенко.
В то же время Лукашенко заявил, что в рамках Таможенного союза и ЕЭП необходимо равенство условий, как для субъектов хозяйствования, так и для граждан государств-участников этих образований.
Президент Белоруссии также сообщил, что в конце ноября пройдет заседание Высшего государственного совета Союзного государства Белоруссии и России. "У нас были проблемы, которых сейчас нет. Но особенности наших отношений с Россией заключаются в том, что - а таких отношений нет нигде, даже в Евросоюзе - мы открыто, честно, как республика с республикой в каком-то союзе, решаем наши проблемы, критикуем друг друга, открыто говорим обо всем. Это тоже дорогого стоит", - сказал А.Лукашенко. "Всякое бывало, но критического отношения здесь нет", - заключил А.Лукашенко.
Назвал Каддафи, Чавеса и Кастро "хорошими политиками"
Президент Белоруссии считает бывшего руководителя Ливии Муаммара Каддафи, президента Венесуэлы Уго Чавеса и лидера кубинской революции Фиделя Кастро не худшими людьми и хорошими политиками. "Это не худшие люди, это хорошие политики, они любят свою страну", - сказал Лукашенко.
"Каддафи - мы не знаем его судьбу, может она ...", - сказал президент и улыбнулся. "Но он не сбежал из своей страны, сказал, что будет бороться, и борется", - сказал Лукашенко. При этом он отметил, что у каждого своя судьба.