В интервью своему сайту, опубликованном в понедельник, Радина из Вильнюса рассказала, как ей удалось ускользнуть от чекистов, а затем попасть из России в Европу
Хартия'97
В интервью своему сайту, опубликованном в понедельник, Радина из Вильнюса рассказала, как ей удалось ускользнуть от чекистов, а затем попасть из России в Европу
 
 
 
В интервью своему сайту, опубликованном в понедельник, Радина из Вильнюса рассказала, как ей удалось ускользнуть от чекистов, а затем попасть из России в Европу
Хартия'97

Редактор белорусского оппозиционного сайта "Хартия'97" Наталья Радина, сбежавшая за границу в конце марта от преследования со стороны КГБ республики, все это время укрывалась в России, а на днях перебралась в Литву и попросила политического убежища. В интервью своему сайту, опубликованном в понедельник, Радина из Вильнюса рассказала, как ей удалось ускользнуть от чекистов, а затем попасть из России в Европу.

"Накануне моего вызова на допрос в Минск мне очень четко дали понять, что сайт charter97.org решено заткнуть раз и навсегда. После освобождения из СИЗО КГБ мне постоянно угрожали возвращением в камеру "американки", поскольку было очевидно, что арест и последующее давление не оказало на меня должного эффекта, и сайт продолжал оставаться независимым. Моя "вина" к тому же усугублялась принадлежностью к команде кандидата в президенты Андрея Санникова. А с людьми, которые работали с этим кандидатом в президенты, как известно, режим Лукашенко расправился самым жестоким образом", - говорит главред.

"То, что они не оставят меня в покое, стало ясно и после выхода из тюрьмы, в ссылке в Кобрине (где Радина находилась под подпиской о невыезде и надзором КГБ - прим. ред.). После каждой критической статьи в дом моих родителей приезжала милицейская машина и везла в местное отделение КГБ, где мне грозили немедленным возвращением на тюремные нары, - продолжает Радина. - Так что, когда мне позвонил следователь и приказал явиться на допрос в Минск, думала я ровно полторы минуты. Это был шанс покинуть территорию Кобрина".

"Уведомив участкового милиционера, что я уезжаю на допрос в столицу, вечером 30 марта я села на поезд Брест-Минск. В час ночи я сошла на станции "Лунинец", где у поезда самое длительное время стоянки и пассажиры обычно выходят в буфет. На вокзале меня встретили друзья, и я уехала на машине в Москву. 1 апреля я уже была за пределами Беларуси и очень рада, что смогла таким образом поздравить белорусских чекистов с их профессиональным праздником".

Радина отмечает, что открыто объявиться в России она не могла. "Белорусские власти тут же потребовали бы моей выдачи, - уверена она. - Возможен был и другой, более неприятный вариант. Давно известно, как белорусские спецслужбы негласно работают на территории РФ. Отсутствие границ позволяет им похищать людей на улицах Москвы, оформляя задержание уже на территории Беларуси".

Женщина утверждает, что все эти 4 месяца жила в квартире своих московских друзей, продолжала работать редактором сайта и старалась не появляться в публичных местах. По словам Радиной, о ее пребывании в России знали отдельные правозащитники и политики, которые оказывали ей всевозможную поддержку. Она также заявила, что "благодарна российским властям за то, что, несмотря на "союзные" договоренности и сотрудничество спецслужб обеих стран, они меня не выдали Белоруссии".

В Москве, по ее словам, сразу возникла проблема получения документов, иначе она не могла легально покинуть территорию России, а ее паспорт остался у белорусских чекистов. Радина утверждает, что получила необходимые документы с помощью Управления Верховного комиссариата ООН по делам беженцев в РФ. "Прошла все необходимые формальные процедуры, и, поскольку мое дело было хорошо документировано, вопрос о переселении в третье государство был рассмотрен в приоритетном порядке. Обычно такая процедура длится до двух лет", - отметила она.

По ее словам, после признания ее беженцем по линии ООН, первым государством, которое оказало поддержку, стали Нидерланды. 28 июля, после оформления проездных документов, она вылетела из Москвы в Амстердам. А через три дня уехала в Литву. "После президентских выборов сайт charter97.org был зарегистрирован в этой стране, здесь находится мой коллектив и полноценно выполнять свои функции редактора я могу сегодня только в Вильнюсе. 4 августа я попросила политического убежища в Литве", - заявила Радина.

Как сообщалось, Наталью Радину задержали рано утром 20 декабря 2010 года - на следующий день после президентских выборов в Белоруссии, победителем которых был объявлен действующий президент Александр Лукашенко. В 04:40 утра дверь офиса сетевого издания "Хартия'97" взломали бойцы спецназа и увезли Радину и других находившихся в редакции людей в СИЗО КГБ. Ранее ночью Радину жестоко избили в центре Минска во время разгона демонстрации несогласных с итогами выборов. По данным СМИ, омоновцы били женщину по голове ногами и щитами.

После задержания Радина более месяца провела в следственном изоляторе КГБ. 28 января 2011 года ее выпустили под подписку о невыезде с проживанием в городе Кобрине Брестской области. Там она жила у своих родителей до 30 марта. В тот день она должна была явиться на допрос к следователю КГБ в Минске, где, вероятно, ей предъявили бы окончательное обвинение за участие в беспорядках в Минске после президентских выборов.

Не дожидаясь допроса и получения обвинения, Радина приняла решение покинуть Белоруссию. Ее обвиняют в совершении преступлений, предусмотренных двумя частями статьи 293 УК Белоруссии о массовых беспорядках, наказание за эти преступления может составить до 15 лет лишения свободы.

Ранее из Белоруссии сбежал бывший кандидат в президенты Алесь (Алексей) Михалевич, также находившийся по подпиской о невыезде. Ему каким-то образом удалось, как и Радиной, уйти из-под надзора сотрудников КГБ. Однако он сумел добраться до Праги без паспорта, который также был изъят у него сотрудниками белорусской спецслужбы.