Британская разведка MI-6 не смогла устранить Химического Али из-за проблем со связью
Архив NEWSru.ru
Британская разведка MI-6 не смогла устранить Химического Али из-за проблем со связью
 
 
 
Британская разведка MI-6 не смогла устранить Химического Али из-за проблем со связью
Архив NEWSru.ru

Причиной неудачи операции по устранению Химического Али, высокопоставленного соратника Саддама, стали неполадки с военной спутниковой связью, пишет газета The Daily Telegraph (перевод на сайте Inopressa.ru).

Правительственная спутниковая связь с Лондоном прервалась в первый же день войны в Ираке. Британский командующий, маршал авиации Брайн Барридж сначала даже подумал, что иракцы провели успешную кибератаку.

Военная спутниковая связь выходила из строя зачастую на несколько часов подряд, оставляя командование британских сил без связи с премьер-министром, что является основной трудностью в тех случаях, когда необходимо политическое решение, как, например, во время операции против Химического Али.

Источники в министерстве обороны говорят, что проблемы появились из-за того, что правительство долго не позволяло военным заказать срочно необходимое коммуникационное оборудование. Оно было заказано лишь после того, как было подтверждено участие британских войск в войне, т.е. за три месяца до ее начала.

Али Хасан аль-Маджид, получивший прозвище Химический Али за организацию химической атаки на курдский город Халабжа в 1988 году, был военным губернатором в Южном Ираке.

Он являлся мишенью двух воздушных рейдов, организованных по запросу командира первой бронетанковой дивизии, генерал-майора Робина Бримса.

Агентурные сообщения от агентов MI-6 в Басре через членов действующей в городе группы британского спецназа передавались офицеру MI-6, работающему вместе с генералом Бримсом.

Первый рейд был направлен на штаб-квартиру партии Баас. Когда один из агентов MI-6 сообщил, что несколько сотен сторонников Саддама собираются на встречу в здании штаб-квартиры, генерал Бримс сделал запрос о нанесении удара при помощи двух истребителей F15, принадлежащих американским ВВС. Проблем с получением разрешения из Лондона не было. Спецназ на земле наводил американские бомбы на цель, и большое количество находившихся в здании людей были убиты. Однако аль-Маджиду удалось скрыться.

Неделю спустя один из агентов MI-6 сообщил, что аль-Маджид находится в своем доме на окраине Басры, и генерал Бримс запросил два американских истребителя F16, оснащенные бомбами с лазерным наведением. Рейд обернулся полным провалом.

Опасаясь, что могут пострадать гражданские лица (дом находился в населенном пункте) британские командиры решили запросить разрешения у Лондона. Однако связь с Лондоном уставить не удавалось, и они на протяжении двух часов не могли связаться с министрами в правительстве. В итоге руководители операции воспользовались обычным гражданским спутниковым телефоном, чтобы получить это разрешение.

Два самолета F16 не поразили цель с первого захода: одна из бомб попала в соседний дом, убив нескольких гражданских лиц. Вторая бомба чуть было не угодила в спецназовцев, которые пытались навести ее на цель.

Второй заход прошел успешно, и дом Али был уничтожен, но тот уже успел скрыться. Возможно, он был одним из тех двух человек, которых заметили покидающими район незадолго до первой атаки. В конце концов, Али был пойман американскими войсками в августе.

"Нас никто не обучал работе на новом оборудовании, и у нас не было шифровальных устройств, - говорит один источник. - Нельзя все откладывать на последнюю минуту. Чтобы наладить оборудование, нужно время".

Некоторым электронным сообщениям по безопасной связи нужно было 48 часов, чтобы дойти до адресата, а правительственная связь не раз ломалась на несколько часов, вынуждая британских командиров использовать небезопасные гражданские спутниковые телефоны для неотложных контактов.

В докладе министерства обороны, посвященном выводам, которые необходимо сделать по итогам войны в Ираке, признается, что у персонала не было достаточно опыта в обращении со спешно приобретенным коммуникационным оборудованием.

В докладе не упоминается о неполадках самого оборудования, однако в отчете британской Счетной палаты говорится, что "иногда военные испытывали трудности со связью между Великобританией и подразделениями, дислоцированными на театре военных действий".

Отсутствие связи в первый день войны было вызвано тем, что подрядчик в центре связи в Лондоне включил оборудование без разрешения, однако большинство проблем были вызваны недостаточной для связи шириной полосы.