Сотрудники ФБР проводят следственный эксперимент на квартире, в которой погиб Жвания
Архив NEWSru.ru
Сотрудники ФБР проводят следственный эксперимент на квартире, в которой погиб Жвания На улице Сабурталинская в центре Тбилиси, где расположена квартира, сотрудники "Тбилгаз" перекрыли подачу природного газа
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Сотрудники ФБР проводят следственный эксперимент на квартире, в которой погиб Жвания
Архив NEWSru.ru
 
 
 
На улице Сабурталинская в центре Тбилиси, где расположена квартира, сотрудники "Тбилгаз" перекрыли подачу природного газа
Телекомпания Эхо
 
 
 
Специалисты ФБР проверяют газовый обогреватель "Никала" иранского производства, который, по официальной версии грузинских следователей, стал причиной выделения угарного газа и отравления Зураба Жвания
Телекомпания Эхо

Специалисты Федерального бюро расследований США проводят следственный эксперимент в квартире, где погиб премьер-министр Грузии Зураб Жвания в ночь на 3 февраля.

На улице Сабурталинская в центре Тбилиси, где расположена квартира, сотрудники "Тбилгаза" перекрыли подачу природного газа. Специалисты ФБР проверяют газовый обогреватель "Никала" иранского производства, который, по официальной версии грузинских следователей, стал причиной выделения угарного газа и отравления Зураба Жвания.

Эксперты ФБР до завершения следствия не делают никаких заявлений относительно расследования этого дела, сообщает РИА "Новости".

Привлечение ФБР к расследованию обоих происшествий призвано заверить грузинскую сторону в том, что Соединенные Штаты заинтересованы в установлении стабильности в Грузии. Об этом заявил посол США в Грузии Ричард Майлз.

Техническую помощь в расследовании Грузии предложила Россия, но власти предпочли отправить материалы для биохимической экспертизы в ФБР США.

Между тем некоторые эксперты высказывают сомнения в компетентности специалистов ФБР. Так, криминалист Майя Николеишвили, возглавлявшая прежде лабораторию судебно-медицинской экспертизы Грузии, заявила: "Я по собственному опыту могу сказать, что имею некоторые сомнения в компетентности специалистов ФБР. Для этого мне достаточно привести в пример дело об убийстве тележурналиста Георгия Санаи в 2001 году. Тогда помощь ФБР нам ничего не дала".

Версия: Жвания и Юсупов были отравлены в другом месте и потом перевезены в квартиру

Криминалист Майя Николеишвили, называемая оппонентом официальному следствию, допускает, что, возможно, Жвания и замгубернатора края Квемо-Картли Рауль Юсупов были отравлены в другом месте и потом перевезены в квартиру на улице Сабурталинской: "Мы не получили ответа на важнейший вопрос: было ли место обнаружения трупов местом их смерти", пишет "Время новостей".

В тбилисских газетах пишут, что власти имеют съемные квартиры для проведения конспиративных встреч, и требуют прояснить, не входило ли в их число помещение на улице Сабурталинской, где, согласно официальной версии, были найдены мертвыми в результате отравления угарным газом Зураб Жвания и Рауль Юсупов.

В семье Юсупова утверждают, что Рауль, его супруга и полуторагодовалый сын проживали последние пять лет в собственной квартире в Тбилиси, и у них не было никакой нужды тайно снимать еще одно жилище. Соседи Рауля Юсупова подтверждают, что едва ли не каждый день видели его в Варкетильском районе столицы, который удален от места трагедии примерно на 15 километров.

"Я хочу узнать правду, так как мой сын явно умер не в той квартире, - заявил в эфире тбилисской телекомпании "Солнце" отец Рауля Юсупова Яшар. - Я не успокоюсь, пока не узнаю правду. Я похороню сына и поеду в Тбилиси, чтобы обсудить все с родными Зураба Жвании".

Николеишвили подчеркивает, что глава МВД Иванэ Мерабишвили уже через несколько часов после смерти премьера, до начала расследования, заявил, что это был несчастный случай: "Это заявление можно рассматривать как попытку придания следствию определенного направления". В интервью газете "Алиа" Николеишвили отмечает, что сначала заявлялось о наличии в организме погибших 10% карбоксин-гемоглобина, выделяемого при отравлении угарным газом, спустя несколько часов цифра была другая - 40%. Смертельным же является показатель в 60%. На следующий день после трагедии эксперты заявили, что в крови Зураба Жвания этот показатель равен 60,6%, Рауля Юсупова - 73,9%.

Представители "Тбилгаза" утверждают, что утечка из неправильно смонтированного обогревателя могла усыпить несчастных в течение 10-15 минут. "Но неужели Жвания и Юсупов не чувствовали ничего неприятного, - недоумевает Майя Николеишвили. - Неужели погибшие молчали, не общались, неужели кому-то из них не стало не по себе раньше, чем другому?"

Непонятно также, куда делась в ту страшную ночь армия телохранителей Жвания. Жители улицы Сабурталинской не видели никаких машин сопровождения. Есть сведения, что сам премьер распорядился остаться только водителю и одному телохранителю. Сейчас Генпрокуратура ведет допрос охранников. К тому же из-за теракта в городе Гори, где погибли трое полицейских, меры предосторожности в стране были усилены, и на этом фоне ослабление охраны премьера было, по меньшей мере, нелогично.

Тбилисские СМИ, в частности газета "Новая версия", констатируют, что президент Грузии Михаил Саакашвили и Зураб Жвания "так и не смогли упорядочить отношения своих команд". Издание отмечает, что "регулярно несколько представителей из окружения Михаила Саакашвили поставляли президенту компромат на Зураба Жвания и его сторонников, так как не могли смириться с сильными позициями премьера". Возможно, к власти в Тбилиси идут агрессивные политики.

Кроме того, самоубийство грузинского чиновника делает смерть Жвания еще более загадочной. Спустя сутки после трагедии на улице Сабурталинской покончил с собой сотрудник администрации президента, член комиссии по помилованию, 32-летний Георгий Хелашвили. В предсмертной записке он просил простить его. Газ тут тоже ни при чем: самоубийца зашел к соседям и попросил ружье якобы для охоты, после чего застрелился в своей квартире. Правоохранительные органы уверены, что причиной стало депрессивное состояние, в которое несчастный впал достаточно давно. И общество, судя по всему, готово принять эту версию.

Зураб Жвания был слишком значимой фигурой, чтобы общество смогло воспринять его смерть как продолжение бытовых трагедий в грузинских домах, где за последние три года из-за газовых обогревателей погибли 45 человек.