Президент Польши Лех Качиньский готов поддержать изменения в Конституции Евросоюза, однако не в той форме, как предусматривает нынешний проект
RTV International
Президент Польши Лех Качиньский готов поддержать изменения в Конституции Евросоюза, однако не в той форме, как предусматривает нынешний проект
 
 
 
Президент Польши Лех Качиньский готов поддержать изменения в Конституции Евросоюза, однако не в той форме, как предусматривает нынешний проект
RTV International

Президент Польши Лех Качиньский готов поддержать изменения в Конституции Евросоюза, однако не в той форме, как предусматривает нынешний проект. Об этом глава восточноевропейского государства заявил в интервью французской газете Le Monde.

В частности, новый президент Франции Николя Саркози хочет ограничить количество случаев, при которых необходимо единодушие при принятии решений в рамках ЕС. Этот механизм наблюдатели называют излишне бюрократическим, бесполезным и низводящим деятельность ЕС на нет. Кстати, именно из-за одинокого польского вето сорваны переговоры по соглашению "Россия-ЕС".

Теперь Качиньский заявляет, что готов поддержать изменения в Конституцию до определенной степени. Составление основного закона - динамический процесс, говорит польский президент. "Я бы не хотел сегодня говорить, в какой момент Польша может использовать свое право вето. Но мне известно одно: для Польши между системой голосования, предусмотренной Ниццким соглашением, и системой, предложенной в нынешнем проекте Конституции, есть большая разница", - заявил Лех Качиньский. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)

Качиньский отверг систему голосования двойным большинством, предусмотренную конституционным соглашением для принятия всеобщих решений. Он заявляет, что нынешний проект и предложенная в нем система голосования выгодна прежде всего Германии. Больше всего от нее пострадает Польша, в то время как нынешняя система стране как раз очень выгодна. "Мы можем согласиться с некоторыми изменениями. Но нас не устраивает система голосования, предложенная в нынешнем проекте. Это кардинально важный для Польши вопрос", - заявил президент.

Что касается планов по созданию должности министра внутренних дел ЕС, то и здесь, по словам Качиньского, проект Конституции заходит слишком далеко. Внешняя политика ЕС уже стала реальностью. Такая реальность поднимает ряд вопросов: какие страны определяют эту общую политику? Не является ли эта сфера той областью, где действуют только два-три наиболее сильных государства Союза? - спрашивает Лех Качиньский.

Польша очень внимательно следит за действиями ЕС в этой области, особенно в том, что касается восточной политики. Если создать пост министра иностранных дел ЕС, наиболее сильные страны ЕС продолжат проводить независимую внешнюю политику, а свобода действий наиболее слабых стран будет сведена на нет, говорит лидер Польши.

Во время недавнего визита в Польшу канцлера Германии Ангелы Меркель польские комментаторы единодушно заявляли о потеплении в отношениях между Варшавой и Берлином. Качиньский надеется, что этот период продлится долго, но видит одно противоречие. Отношения президента Польши с президентом Германии Хорстом Келером и канцлером Ангелой Меркель, по его собственной оценке, отличаются большой симпатией и прямотой. Однако существуют и проблемы. Польша пошла на некоторые уступки, например, согласившись, чтобы нынешнее конституционное соглашение стало основой для переговоров. Хотя для Польши был предпочтительнее другой вариант - полный пересмотр соглашения.

В отношениях с Германией у Польши есть два спорных вопроса: Северо-Европейский газопровод по дну Балтийского моря и действия некоторых немецких граждан (не правительства), заявляющих о своих правах на владение третьей частью польской территории.

Уже сегодня на территории бывшей Восточной Пруссии начато 200 процессов по делам о реституции имущества (требования о финансовом возмещении, которые подает ассоциация высланных граждан Германии, проживавших на территориях, после 1945 года отошедших к Польше). Это серьезная психологическая и экономическая проблема, сказал Качиньский.

В середине марта Меркель высказала очень четкую позицию по этому вопросу, подтвердив, что она не поддерживает такие требования, но, по заявлению Качиньского, когда к правительству Меркель Польша обратилась с просьбой подписать соответствующую декларацию, то получила отказ.

Новый противоречивый закон ЕС о люстрации требует, чтобы представители польской элиты под угрозой увольнения признавались, сотрудничали ли они с коммунистическими спецслужбами. 25 марта этот закон вызвал всеобщее негодование в Европарламенте после заявления евродепутата Бронислава Геремека о том, что он может лишиться мандата из-за отказа сделать такое признание. Лех Качиньский заявил, что ему понятен поступок Геремека, но относится он к нему критически.

"Я не могу одобрить его поступок, который наносит вред Польше. Из-за поступка Геремека создалось абсурдное впечатление, что демократия в Польше под угрозой. Наша страна должна разобраться с проблемами, которые другие посткоммунистические страны решили пятнадцать лет назад. Я не вижу здесь оскорбления чьего бы то ни было достоинства. Наш закон гораздо мягче, чем тот, что действует, например, в Германии", - заявил лидер Польши.

Если Конституционный суд, заседание которого проходит с 9 по 11 мая, признает этот закон неконституционным, то польскому президенту это не понравится. "Это будет означать, что наши граждане не имеют права знать о тоталитарном прошлом, о режиме, связанном с советским империализмом", - подчеркнул Качиньский.

Если суд, руководствуясь различными интересами и модой, объявит этот закон неконституционным, будет жаль, но мы будем вынуждены подчиниться. Тогда придется пойти на то, от чего я отказывался до сих пор: поддержать новый закон, предлагающий полностью открыть архивы коммунистических служб безопасности, сказал президент. Тогда все документы и сведения станут достоянием общественности.