Александр Лукашенко
Global Look Press
Александр Лукашенко Александр Лукашенко и Слободан Милошевич, апрель 1999 года
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Александр Лукашенко
Global Look Press
 
 
 
Александр Лукашенко и Слободан Милошевич, апрель 1999 года
Reuters
 
 
 

Белорусский президент Александр Лукашенко в интервью сербским СМИ, стенограмму которого публикует газета "Политика", рассказал, что в 90-е годы готов был отправить в Сербию зенитно-ракетные комплексы С-300 и военные самолеты, но возглавлявший страну Слободан Милошевич отказался, не веря, что "НАТО может осуществить такую агрессию".

Лукашенко напомнил, что Белоруссия, так же как и Сербия, является членом "Партнерства во имя мира" и имеет 1500 километров границы со странами - членами НАТО. "Это наши соседи. Да, мы недовольны многим из того, что происходит на территориях, контролируемых НАТО. Им не нравится многое из того, что мы делаем. Это не значит, что мы не говорим об этом. Мы объединяем усилия в борьбе с общими угрозами, такими как нелегальная миграция, незаконный оборот наркотиков, экстремизм, терроризм, контрабанда ядерных материалов". - пояснил белорусский лидер.

Президент Белоруссии также добавил, что не собирается "участвовать в авантюрах НАТО", таких, какие имели место в Югославии, Ираке, арабских и других странах. "Мы имеем и другие разногласия. Мы выступаем против расширения НАТО на восток, и масштабные маневры у наших границ заставляют нас адекватно реагировать. Тем не менее нам удается мирно сосуществовать", - пояснил Лукашенко.

- "Со мной уже здороваются": Лукашенко заявил об улучшении отношений с Западом

В ходе интервью Лукашенко был задан вопрос, действительно ли он в 90-е годы предложил поставить Сербии зенитные комплексы С-300, которые стояли на вооружении в Белоруссии. После некоторой заминки белорусский президент признал, что это действительно так.

"Да, честно говоря, мы с господином Милошевичем обсуждали возможность такой помощи. И не только С-300, но и военные самолеты. Мы нашли героев-летчиков, которые готовы были попробовать незаметно пролететь в Сербию. Это была очень рискованная задача, потому что военные самолеты, истребители - это не гражданские. Они имеют ограниченную продолжительность полета, особенно с оружием под крыльями, и не могут рассчитывать на дополнительные топливные баки. Я встречался с пилотами и разъяснил, на какой риск они идут. Они сказали, что готовы лететь и уверены, что смогут пробраться в Сербию через Украину, потому что знают местные маршруты", - рассказал белорусский президент.

По словам Лукашенко, операция не была осуществлена, потому что Милошевич "не верил, что НАТО может осуществить такую агрессию". А потом было слишком поздно, С-300 уже не могли быть переданы из-за начавшейся блокады. Тогда Слободан Милошевич, по его словам, сказал: "Если бы у нас был только один из ваших комплексов С-300, все было бы уже кончено". Президент Сербии был уверен, что командование НАТО свернуло бы операцию, потеряв два или три самолета, пояснил белорусский лидер.

Александр Лукашенко также заявил, что, по его мнению, ситуация в Косово повлияла на происходящее на Украине. "Безусловно, это плохой прецедент. И когда у России стали требовать ответа, она ответила - почему то, что возможно в Косово, невозможно здесь?" - пояснил президент Белоруссии, добавив, что не считает историю Косово завершенной, поскольку это "колыбель сербской нации" и "сербы никогда не сдадут Косово".

Отметим, ряд белорусских СМИ скептично воспринял заявление Лукашенко по поводу переговоров с Милошевичем о поставке С-300 и предположения, что это могло предотвратить бомбардировку Сербии. Так, AFN пишет: "Следует отметить, что вся история с размещением С-300 в Югославии является пустышкой и ровным счетом ничего не стоит, поскольку эти ЗРС ничем не помогли бы югославскому диктатору. Бомбежка Белграда осуществлялась высокоточным оружием с самолетов НАТО, которые и близко не подлетали к возможной зоне поражения С-300, если бы таковые имелись на вооружении Югославии".

Вооруженные силы Белоруссии располагают С-300ПТ, одной из первых модификаций комплекса, принятого на вооружение СССР в 1978 году, а также С-300В (Антей-300-В), принятыми на вооружение в 1988 году. В Белоруссии комплексы С-300 находятся на вооружении трех зенитно-ракетных бригад. С-300 в состоянии уничтожить все современные воздушные цели (самолеты, крылатые и баллистические ракеты). Максимальная дальность поражения цели - 150 км. По данным "Ведомостей", Россия поставила Белоруссии С-300 в 2006 году. В 2008 году мировые СМИ обсуждали возможность продажи минскими властями С-300ПТ Ирану. Белоруссия неоднократно опровергала эту информацию.

Военная операция НАТО в Югославии продолжалась с марта по июнь 1999 года, во время войны в Косово. Бомбардировка была предпринята под предлогом этнических чисток в регионе. Международный трибунал по бывшей Югославии подтвердил ответственность югославских служб безопасности за преступления против человечности в отношении албанского населения Косово.

По заявлению Милошевича, в результате операции были убиты 462 югославских военнослужащих и 114 полицейских. Командование НАТО заявляло об уничтожении более 5000 югославских военных. Среди гражданского населения погибли 1700 человек, около 10 тысяч получили серьезные ранения. Без питьевой воды остались около 1 млн человек, 500 тысяч - без работы, десятки тысяч - без жилья.

Во время операции "Союзная сила" НАТО использовало в боеприпасах радиоактивный обедненный уран, поэтому люди, находившиеся в зоне поражения во время бомбардировок, продолжают погибать до сих пор. Бомбежки промышленных и химических объектов привели к отравлению Дуная и других рек, Скадарского озера, Адриатического моря и всех экологических систем на Балканах.

В апреле 1999 года парламент Югославии проголосовал за присоединение республики к союзу России и Белоруссии. Российский парламент поддержал это решение, однако президент РФ Борис Ельцин заблокировал процесс. Рекомендации Госдумы РФ немедленно отправить в Югославию военных советников и снаряжение не были приняты во внимание.

В 2000 году Слободан Милошевич был свергнут, а затем арестован и тайно передан Международному трибуналу по военным преступлениям в бывшей Югославии. Судебное разбирательство продолжалось почти пять лет. Экс-президент Югославии отказался от адвокатов и защищался сам. Он настаивал на незаконности судебного процесса и обвинил НАТО в военных преступлениях, в частности, в использовании кассетных бомб и радиоактивных боеприпасов.

По его словам, бомбардировки альянса не имели военного значения: так, в результате всех ударов были уничтожено только семь танков сербской армии. При этом при нанесении ударов по гражданскому населению жертвами становились этнические албанцы. Милошевич полагал, что союзники провоцируют массовый исход албанцев из Косово, чтобы подтвердить обвинения в адрес сербов в геноциде албанцев.

В марте 2006 года Милошевич был найден мертвым в своей тюремной камере в Гааге. Официальной причиной смерти стал инфаркт миокарда. В Сербии его смерть была воспринята как убийство.