Польская сторона осталась недовольна итоговым докладом Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по делу об авиакатастрофе Ту-154 президент Польши Леха Качиньского под Смоленском. Полный текст отчета (в формате .pdf) опубликован на сайте МАК. Кроме того, авиационный комитет показал журналистам ВИДЕОреконструкцию крушения самолета. Этот видеоролик впоследствии разошелся по интернету.
Специальный представитель Польши при МАК Эдмунд Клих заявил, что в докладе содержатся ошибки, адвокат семей жертв трагедии назвал его скандальным, а брат погибшего президента Ярослав Качиньский назвал отчет "издевкой над Польшей". Премьер-министр Дональд Туск срочно прервал отпуск в Италии для переговоров с министром внутренних дел страны.
Польский спецпредставитель при МАК Эдмунд Клих в эфире польского "Радио ЗЕТ" признал, что большая часть описанного в докладе соответствует действительности, но при этом назвал его неполным и отметил ошибки. Так, по его словам, у экипажа не было возможности выполнить команду "Горизонт" и безопасно уйти на запасной аэродром, как утверждается в докладе, так как команда была дана слишком поздно, передает "Интерфакс".
- Поиском виновных теперь займутся российские следователи
- Польская сторона склонна винить российских диспетчеров
- МАК: шансов избежать катастрофы практически не было
В связи с оглашением результатов проверки МАК премьер-министр Польши Дональд Туск срочно прервал отпуск и возвращается в Варшаву, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на польские СМИ. Об этом рассказал в среду пресс-секретарь польского правительства Павел Грась.
Туск находился в отпуске с семьей на итальянском горнолыжном курорте и первоначально не планировал прерывать отпуск в связи с конференцией МАК. Теперь же, как сообщается, он проведет консультации по докладу МАК с министром внутренних дел страны Ежи Миллером, а в четверг прокомментирует ситуацию для прессы, пишет Gazeta Wyborzca.
Между тем сам Ежи Миллер крайне сдержанно отреагировал на появление итогового доклада. "Необходимо радоваться тому, что этот доклад есть. Это переход к следующему этапу - выяснению обстоятельств, приведших к трагедии", - сказал Миллер на пресс-конференции в Варшаве.
По его мнению, у катастрофы нет главной причины, а есть несколько причин. "Поэтому это исследование (обстоятельств) идет так долго", - сказал Миллер. "Обе стороны не вполне были приготовлены к этому рейсу. Посадка самолета Як-40, приземлившегося ранее, могла закончиться совсем иначе", - считает он.
Миллер подчеркнул, что российская сторона учла замечания, которые сделала Польша после получения проекта доклада, однако, по его словам, не все они были отражены в итоговом отчете МАК. Миллер отметил, что польская комиссия продолжает работу, и призвал всех проявить терпение, предупредив, что доклад польской комиссии будет более "суровым" по отношению к Польше.
Между тем с польской стороны звучат и значительно более радикальные отзывы о докладе МАК. Так, Ярослав Качиньский, брат погибшего президента и лидер партии "Право и справедливость", назвал представленный отчет "издевкой над Польшей". По его словам, это результат решения Туска о том, что расследование будет вестись российской стороной.
В итоге, заявил Качиньский, Москва полностью обвинила в авиакатастрофе польских пилотов и Польшу без каких-либо существенных доказательств. Он отмечает, что версия о давлении на пилотов со стороны президента Леха Качиньского и главкома ВВС Польши Анджея Бласика является всего лишь предположением и не подкрепляется конкретными фактами, сообщает TVN24.
В свою очередь, адвокат семей жертв трагедии под Смоленском назвал отчет "скандалом", объявив его однобоким и абсолютно неприемлемым, передает Reuters.
Польская сторона склонна винить российских диспетчеров
Обозреватель РИА "Новости" Дмитрий Бабич отмечает, что реакция польской стороны была вполне ожидаема. Ее недовольство, по его мнению, носит скорее политический, нежели технический характер. Он считает, что сторонникам братьев Качиньских очень хочется взвалить вину за случившееся на Россию и на правящего премьера Дональда Туска, у которого с погибшим президентом были напряженные отношения.
Польша хочет доказать, что Россия также виновата в катастрофе под Смоленском, отмечает в интервью телеканалу Russia Today эксперт, редактор по безопасности полетов журнала Flight International Дэвид Лермонт. Он согласен, что реакция обоснована политическими мотивами. "Я думаю, что реакция поляков на отчет россиян будет, несомненно, "замутнена" эмоциями, которые вызывает у польского народа это событие", - отметил эксперт.
Вместе с тем Лермонт отверг аргумент Польши о том, что диспетчер должен был запретить посадку пилоту. "Диспетчер не может запретить пилоту тот или иной маневр, - рассказал он. - Они могут только что-то рекомендовать, но запрещать не могут".
Польская сторона не склонна исключать вину российских диспетчеров, которые якобы не запретили посадку. По словам самого Туска, если бы российские диспетчеры аэропорта "Северный" не разрешили посадку Ту-154, катастрофы бы не произошло. "Это, в частности, одна из причин, по которым этот проект доклада МАК не кажется мне справедливым на все 100 процентов", - комментировал Туск еще после получения проекта доклада МАК. Вместе с тем он подчеркнул, что катастрофа произошла по целому ряду причин, а не по одной причине.
Бывший командующий польского 36-го спецполка транспортной авиации Роберт Латковский заявлял также о том, что не стоит снимать вину с российских диспетчеров, хотя решение о посадке принимал не капитан борта Аркадиуш Протасюк, а генерал Анджей Бласик.
Поиском виновных теперь займутся российские следователи
Председатель МАК Татьяна Анодина уточняет, что искать конкретных виновных - не цель МАК. "Установление чьей-либо вины и ответственности не входит в компетенцию технического расследования по установлению обстоятельств и причин катастрофы", - сказала Анодина на пресс-конференции и добавила, что виновники авиапроисшествия должны быть определены "следственными органами, отправляющими правосудие в соответствии с уголовно-процессуальными законодательствами государств, в том числе России и Польши".
С отдельным заявлением по этому поводу уже выступил официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин. Он сообщил, что следствие проведет авиационно-техническую судебную экспертизу для установления причин аварии. Он подчеркнул, что окончательные выводы СКР о причинах крушения и виновных в нем будут сделаны после завершения всех необходимых следственных действий. Предварительно будет изучен отчет МАК, который Главное следственное управление СКР уже получило вместе с приложением к нему решения технической комиссии и замечаний польской стороны.
Он также уведомил, что польская сторона пока еще не ответила на пять запросов российского следствия о международно-правовой помощи, направленные ранее в компетентные органы Польши по делу о катастрофе самолета Качиньского под Смоленском. В частности, российские следователи до сих пор не располагают сведениями о телефонных соединениях пассажиров Ту-154.
МАК: шансов избежать катастрофы практически не было
Польский Ту-154, разбившийся под Смоленском, к моменту столкновения с деревом при заходе на посадку уже находился за эксплуатационными углами атаки и практически не имел шансов избежать катастрофы, заявил глава технической комиссии МАК Алексей Морозов.
"Маневр по избежанию столкновения с препятствием был предпринят экипажем в последний момент. Маневр был очень резким, и на записи бортового самописца зафиксировано, что к моменту столкновения с березой самолет был выведен за эксплуатационные углы атаки", - сказал Морозов на пресс-конференции в Москве.
"Если бы не было столкновения с березой, то, наиболее вероятно, через две-три секунды самолет бы вышел на режим так называемого сваливания с последующим столкновением с землей", - пояснил он.
Напомним, что согласно выводам МАК причинами авиакатастрофы стала недостаточная подготовка польских пилотов, принявших решение идти на посадку в сложных погодных условиях, и психологическое давление президента и главкома ВВС, который к тому же находился в состоянии алкогольного опьянения.
Экипаж Ту-154 боялся негативной реакции Леха Качиньского в случае ухода на запасной аэродром, считают в МАК. В качестве свидетельства российские эксперты приводят фразу штурмана о Качиньском: "Он взбесится!"
Что касается главкома ВВС Бласика, то, как пояснил в ходе пресс-конференции председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов, его безучастие также оказало влияние на принятие командиром воздушного судна решения о продолжении захода на посадку.
Непринятие экипажем самолета польского президента Леха Качинского решения об уходе на запасной аэродром стало непосредственной причиной авиакатастрофы под Смоленском, заявила глава МАК.