Французский президент Жак Ширак в четверг вечером призвал Совет Европы "поприветствовать соглашения, подписанные 8 февраля в Мекке между двумя соперничающими движениями - "Хамасом" и "Фатх"
Reuters
Французский президент Жак Ширак в четверг вечером призвал Совет Европы "поприветствовать соглашения, подписанные 8 февраля в Мекке между двумя соперничающими движениями - "Хамасом" и "Фатх"
 
 
 
Французский президент Жак Ширак в четверг вечером призвал Совет Европы "поприветствовать соглашения, подписанные 8 февраля в Мекке между двумя соперничающими движениями - "Хамасом" и "Фатх"
Reuters

После 11-месячной блокады палестинского правительства, контролируемого "Хамасом", Париж хочет смягчить санкции в отношении Палестинской автономии и призывает ЕС последовать его примеру, пишет в понедельник Le Monde.

Французский президент Жак Ширак в четверг вечером призвал Совет Европы "поприветствовать соглашения, подписанные 8 февраля в Мекке между двумя соперничающими движениями - "Хамасом" и "Фатх", которые Франция считает первым шагом на пути выполнения условий "квартета" (ООН, ЕС, США, Россия)". На следующий день официальный представитель МИД Франции Жан-Батист Матеи заявил: "Мы хотели бы, чтобы с самого начала Евросоюз мог учесть все новые элементы как в контактах с палестинским правительством, так и в отношении оказания помощи палестинцам".

Однако Матеи не раскрыл деталей ни относительно проведения таких контактов, ни относительно возобновления оказания помощи коалиционному правительству. Что касается восстановления правительственных отношений, они возможны только с министрами, не являющимися членами "Хамаса", внесенного ЕС в список террористических организаций. Это относится и к Саламу Файяду, которому предстоит вновь получить портфель министра финансов: этот ценимый американцами экономист, принадлежащий к партии "Третий путь", был бы идеальным партнером для развития механизма предоставления прямой помощи палестинцам, полагает французское издание. (Полный текст статьи на сайте InoPressa.ru.)

Le Monde отмечает, что финансовая помощь, выделяемая Евросоюзом Палестинской автономии, отнюдь не уменьшилась в 2006 году, напротив, вместо 550 млн евро она составила около 700 млн евро. Разница в том, что помощь поступала непосредственно в учреждения для удовлетворения гуманитарных нужд и предотвращения экономического паралича населения посредством "Временного международного механизма" (Temporary International Mechanism).

Однако некоторые гуманитарные организации негативно отзывались о финансовой стороне такого окольного пути помощи палестинцам в обход правительства автономии. Так, неправительственная организация Oxfam-Belgique подсчитала, что "с августа по декабрь 2006 года ЕС потратил 3 246 472 евро на банковские издержки, чтобы перевести пособия 140 000 палестинцев", и все эти деньги стали прибылью банка HSBC.

В докладе, опубликованном в начале прошлой недели, Всемирный банк уделил особое внимание еще одному последствию бойкота, объявленного правительству "Хамас", а именно отсутствию прозрачности использования фондов, передаваемых непосредственно Палестинской автономии. Так, ПА получила от арабских стран помощь в размере 265 млн долларов, но неизвестно, как были использованы эти средства. Правительство Израиля также заявило, что согласилось возместить 100 млн долларов из изъятых 600 млн долларов (в виде налогов и таможенных пошлин) в рамках репрессивных мер против правительства Исмаила Хании, однако оно не знает, были ли выполнены обязательства председателя ПНА Махмуда Аббаса направить эти средства на специально оговоренные цели. Поэтому сегодня намечается тенденция восстановить контроль над выделением финансовой помощи, тем более что санкции не принесли положительного результата, полагает французская газета.

По данным Всемирного банка, общий объем помощи ПА сократился с 1 млрд долларов до 700 млн долларов, ВВП снизился, а уровень безработицы в Газе за год (с 2005 по 2006) вырос с 29% до 36%. Всемирный банк разработал несколько рекомендаций, связанных со снижением количества чиновников и сотрудников служб безопасности ПА. Однако пока не ясно, какой в этом смысл, если исполнительная власть не может распоряжаться собственным бюджетом и распределением средств финансирования и доходов, резюмирует издание.