Развод дочери президента Узбекистана грозит превратиться в международный скандал
КыргызИнфо
Развод дочери президента Узбекистана грозит превратиться в международный скандал Гюльнара Каримова и Хиллари Клинтон
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Развод дочери президента Узбекистана грозит превратиться в международный скандал
КыргызИнфо
 
 
 
Гюльнара Каримова и Хиллари Клинтон
www.hetivalasz.hu
 
 
 
Ислам Каримов
Архив NEWSru.ru

Развод дочери узбекского президента Ислама Каримова и вывоз его внуков за пределы США грозит перерасти в международный скандал между Узбекистаном и Соединенными Штатами, пишет The Washington Post в материале, перевод которого публикует Inopressa.ru.

Дочь президента Узбекистана Гюльнара Каримова забрала детей от своего мужа - гражданина США - в 2001 году и с тех пор скрывается от ордера на арест, выданного судьей в Нью-Джерси. Она прячется в Москве, зная, что там американские власти не станут ссориться с ее отцом. По данным ВВС, Гюльнара работает в узбекском посольстве в Москве.

Что касается ее мужа, американского бизнесмена афганского происхождения Мансура Максуди, то он уже знает цену ссоры со своим могущественным тестем. После того как Максуди расстался с женой, правительство Узбекистана фактически отняло у него завод по розливу Coca-Cola, посадило трех его родственников, а еще 24 - депортировало в Афганистан.

"Она сказала, что, если я разведусь с ней, она уничтожит мою семью и мой бизнес, сделает так, чтобы я никогда не увидел детей, - заявил 37-летний Максуди. - Как видите, именно это и произошло".

Интерпретация этой истории 31-летней Каримовой прямо противоположна. По ее словам, она так долго оставалась с Максуди, боясь, что он превратит разрыв в средство политической расправы с ее семьей. "Он сказал, что будет огромный скандал, который повредит моему отцу, - утверждает она. - Я не хочу огорчать отца".

Эта мыльная опера может осложнить отношения между США и их новым другом в проблемном регионе. В конфликт оказались втянутыми Госдепартамент, министерство юстиции, налоговое управление, Интерпол, суды, посольства и комитеты конгресса.

Обвинений множество: похищение людей, неуплата налогов, мошенничество, контрабанда, хищения, шантаж, отмывание денег, подлог. Она обвиняет его в незаконной продаже нефти Саддама Хусейна. Он обвиняет ее в поставке девушек из Узбекистана сутенерам в Дубае. Она называет его исламским моралистом, который однажды предупредил ее, что она будет гореть в аду за то, что носит бикини. Он говорит о ней как об испорченной богатой девчонке, которая до утра пропадала на вечеринках и возвращалась домой пьяной.

Гюльнара Каримова внешне не похожа на бессердечную женщину, какой ее изображают сторонники мужа. Она говорит о себе как о бизнес-леди, получившей образование в Гарварде, имеющей, однако, черный пояс по карате. Она рассказывает историю своего брака с точки зрения оскорбленной женщины.

Они познакомились на дне ее рождения в Ташкенте в июле 1991 года. Каримовой исполнилось 19 лет. "Для меня только что открылся мир, - вспоминает она. - Я окончила школу и поступила в университет, все представлялось в розовом цвете". Мансуру Максуди было 24 года, ребенком он эмигрировал в США. "Он был из другого мира, говорил на другом языке".

Это не был обычный роман. До вступления в брак они виделись еще один раз, в тот вечер он попросил ее руки. Максуди, вспоминает она, настаивал на том, чтобы о браке договаривались их родители. Спустя месяц, в ноябре 1991 года, они поженились в Ташкенте, свадьбу она называет "очень скучной". Через неделю они уехали в Нью-Джерси, где снова состоялась брачная церемония.

Молодожены жили иногда в Нью-Джерси, а иногда в президентской резиденции в Ташкенте. Через год после свадьбы у них родился сын, названный Исламом в честь деда. Еще через несколько лет на свет появилась дочь Иман.

То, что Максуди стал членом президентской семьи, конечно, не повредило его бизнес-империи. Вскоре он получил завод по розливу Coca-Cola в Узбекистане. Но проблемы с новыми родственниками были с самого начала.

Гюльнара говорит, что два-три раза в неделю они посещали его мать, где Каримова сталкивалась с жизнью традиционной афганской семьи. "Мне было трудно, потому что я выросла в маленькой семье и привыкла к более открытым отношениям".

В семье Максуди не отмечали Новый год, самый веселый праздник в бывшей советской республике. "Они сидели на полу и ели на полу", - говорит она. Наступала полночь, но никто не радовался Новому году, "я сидела и плакала перед телевизором".

Если ей его семья казалась слишком тихой, то он считал ее семью слишком шумной. "Когда споришь с ним, - говорит Максуди о президенте Каримове, - побеждает тот, кто громче кричит. Дело не в фактах и не в аргументации".

По его описанию, Каримовы купались в деньгах и власти. Во время поездки в Лондон, говорит он, Каримова решила купить украшения на 230 тыс. долларов. "Я сказал Гюльнаре, что это очень дорого, - вспоминает он. - Она ответила, что может купить их на свои деньги. Я был поражен и спросил: "Где ты их взяла?" Она ответила: "У матери".

При таких деньгах Каримова все же чувствовала себя неуютно. "Я все время плакала, - говорит она. - Представьте, я целыми днями сидела одна, а я ведь привыкла к активной жизни, не только к занятиям в университете, но к изучению языков, спорту. Я просто умирала. Однако Максуди все вспоминает не так. "Она являлась домой в 3 часа ночи, иногда пьяная. Порой она не могла вспомнить, где была".

Терпение Каримовой кончилось в июле. Она повезла детей в парк аттракционов Six Flags Great Adventure, и лишь у кассы обнаружила, что муж заблокировал ее кредитные карточки. "Когда я вернулась домой, он с довольным лицом пил чай. Я сказала, что все кончено".

Ссора разгоралась, ее телохранители не давали ему уйти. "Они загнали меня в угол комнаты, Гюльнара угрожала. Она швырялась предметами". Ему удалось вырваться, ночь он провел в доме матери, а на следующее утро вернулся домой, чтобы поиграть с детьми, пока Каримова спит. "Это был последний раз, когда я видел детей", - говорит он. Через несколько часов она позвонила ему и сообщила, что уезжает из страны и берет с собой детей.

Он говорит, что это было похищение, и суд в Нью-Джерси согласен с ним. Она это отрицает. "Он прекрасно знал, что мы с детьми уезжаем", - говорит она. Он считает записку, в которой упоминается "Война роз", угрозой. Она утверждает, что хотела избежать безумия, о котором повествует фильм. "Я писала ее в слезах, - говорит она. - Это было личное письмо".

Оба супруга обратились в суд. Узбекский судья дал Каримовой развод, а суд в Нью-Джерси дал развод Максуди. Максуди грозит арест в Узбекистане, а Каримовой в Нью-Джерси. Поскольку ордера на арест зарегистрированы в Интерполе, они не могут ездить и в Европу.

Представители США официально называют это дело "международным похищением детей" и заявляют Ташкенту, что "подобные проблемы портят американо-узбекские отношения".

Отношения между двумя странами и без того непросты. США хотят сохранить военную базу, открытую ими в Узбекистане после терактов 11 сентября 2001 года. Но под давлением международных правозащитных организаций администрация Буша недавно предупредила, что прекратит финансовую помощь, если Каримов не улучшит ситуацию с правами человека. По мнению ташкентских аналитиков, 66-летний президент болен, и Каримова намерена стать его преемницей. Кое-кто полагает, что она выводит активы за границу на случай, если ей придется бежать из страны.

По мнению Максуди, его бывшая жена хочет захватить власть в Узбекистане. "Ей знаком вкус власти, - говорит он. - Иногда, когда мы ссорились, я говорил ей: "Ты пьяна отцовской властью". Они от власти не откажутся".