Москва и Киев готовят пакет соглашений, предполагающих снижение цен на газ и продление сроков временного базирования российского Черноморского флота в Крыму. Вопрос о флоте, вызывающий острые споры в украинском обществе, может быть замаскирован под выгодное Украине повышение арендной платы, утверждает "Независимая газета". Но реализация идеи создаст удобный для украинской оппозиции предлог, чтобы инициировать в стране новую революцию, пишет издание.
Напомним, в 2017 году истекает срок договора с Украиной, в соответствии с которым Черноморский флот России может базироваться в Севастополе. Однако строительство базы для флота РФ в Новороссийске, куда флот РФ должен переехать после окончания договора о его пребывании на территории Украины, решительно отстает от графика, и кораблям будет некуда податься. Новый президент Украины Виктор Янукович в ходе недавнего визита в Москву отметил, что у президентов РФ и Украины есть понимание сложности этого вопроса, но заверил, что вопрос скоро будет решен.
Как отмечает издание, о том, что Киев действительно предложил Москве повысить стоимость платы за базирование флота в Крыму, сообщил на днях глава украинского правительства Николай Азаров. При этом он категорически опроверг связь этого вопроса с ценой на газ. Но признал, что нынешняя цена на уровне около 350 долларов за 1 тыс. куб. на границе превращается в 450 долларов для конечных потребителей, что означает банкротство бюджетообразующих отраслей украинской экономики. С другой стороны, Россия, предоставив Украине скидку, будет ежегодно недополучать минимум по 3 млрд долларов, отметил Азаров, добавив, что Киеву придется найти возможность компенсировать эти потери.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, который в пятницу и субботу в Киеве готовил майский визит на Украину президента Дмитрия Медведева, сказал, что в Москве готовы обсуждать любые украинские предложения. При этом источник, близкий к украинскому правительству, заверил "НГ", что российская сторона готова не только доплачивать за базирование флота (он утверждает, что уровень арендной платы еще не определен), но и снизить до 200–230 долларов цену на газ для Украины. Окончательные ценовые параметры будут согласованы через месяц, к моменту встречи президентов Януковича и Медведева.
Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала уверен, что публичная готовность российской стороны идти на уступки Киеву объясняется закулисной частью договоренностей. "Российское руководство - это прагматики. Они понимают, что Янукович, раздавший слишком много щедрых предвыборных обещаний, угодил в ловушку: чтобы выполнить хоть часть обещанного избирателям, спонсорам, зарубежным партнерам, новая украинская власть вынуждена идти на серьезные уступки Москве. Но если бы они просто заявили, что готовы к переговорам о продлении сроков базирования флота, то в нынешней ситуации это выглядело бы как торг национальными интересами. Поэтому очень опасную идею закамуфлировали якобы выгодным украинской стороне повышением арендной платы. Это только повод, чтобы переписать соглашения", - сказал эксперт.
По мнению Балы, украинская оппозиция может воспользоваться ситуацией, чтобы обвинить Януковича и Азарова в предательстве национальных интересов: "В обществе очень непростая ситуация, люди устали от экономического кризиса, тревожатся из-за обещанных непопулярных реформ, опасаются резкого роста цен на газ, электроэнергию, услуги ЖКХ. То есть новая власть, избранная фактически половиной страны, пока не заслужила доверия другой половины. Подозрение в предательстве в таких условиях может стать детонатором массовых акций протеста, гражданского неповиновения".
Руководитель центра "Политтех" Тарас Березовец, споря с коллегой, отметил, что граждане Украины переживают политическую апатию, которая исключает революционные сценарии. По его мнению, украинцы все еще надеются, что власти удастся выровнять экономическую ситуацию. "Но если через год выяснится, что все политические уступки и жертвы Украины - России были напрасными, что, несмотря на обещания Януковича, уровень жизни в стране не повысится, протестный потенциал общества выплеснется на улицы", - считает эксперт.
Как известно, в прошлом году несколько раз возникали украинско-российские скандалы, связанные с попытками Москвы модернизировать или доукомплектовать Черноморский флот и с запретом украинской стороны на такие действия. Политологи считают, что сейчас вопрос может быть решен в рамках подписания новых соглашений о базировании флота. "Правда, эти документы должны будут пройти утверждение парламента, особая сложность в том, что это конституционный вопрос. То есть Януковичу и его окружению придется приложить титанические усилия, чтобы внести коррективы в документы", - пояснил Виталий Бала.
Он отметил, что все это было бы оправданно, если бы Украина могла надеяться на новый уровень экономического развития: "Но пока что складывается впечатление, что новая власть хватается за любую соломинку - цены на газ, российский кредит, - лишь бы только продержаться. Что они будут делать через год - команда Януковича, видимо, и сама сейчас не знает. Придется идти на все новые и новые уступки. Флот - только начало", - сказал эксперт.
Справка: Черноморский флот России
Черноморский флот основан в 1783 году по указу императрицы Екатерины Второй после присоединения к России Крыма. Тогда в бухту у села Ахтиар (с 1784 года Севастополь) впервые были введены корабли и суда из Азовского моря. Они составили ядро нового русского флота. ЧФ успешно действовал в войнах России с Турцией, Францией и другими государствами.
После революции 1917 года при отходе белогвардейских войск генерала Врангеля из Крыма свыше 130 кораблей и судов были уведены за границу. В 1921 году большевики приняли решение о восстановлении ЧФ.
В октябре 1991 года Верховный Совет Украины принял решение о подчинении Украине Черноморского флота. 5 апреля 1992 году президент Украины Леонид Кравчук подписал Указ "О переходе Черноморского флота в административное подчинение Министерству обороны Украины", а 7 апреля 1992 года российский лидер Борис Ельцин издал Указ "О переходе под юрисдикцию Российской Федерации Черноморского флота".
"Война указов" завершилась встречей президентов двух стран 23 июня 1992 году в Дагомысе, где было подписано соглашение о дальнейшем развитии межгосударственных отношений, в котором указывается на необходимость продолжения переговорного процесса по созданию ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота.
Тем не менее, окончательно контуры урегулирования проблемы ЧФ удалось очертить лишь три года спустя. 9 июня 1995 году в Сочи состоялась встреча Ельцина и нового президента Украины Леонида Кучмы. Подписано соглашение, согласно которому: ЧФ России и ВМС Украины базируются раздельно; основная база и штаб флота находятся в Севастополе; имущественные вопросы должны быть урегулированы с учетом ранее достигнутой договоренности о разделе имущества пополам. России передается 81,7%, Украине - 18,3% судов.
28 мая 1997 года в Киеве были подписаны межправительственные соглашения о статусе и условиях пребывания ЧФ России на территории Украины, о параметрах деления ЧФ, о взаиморасчетах, связанных с разделом флота. Украинский парламент ратифицировал эти документы 24 марта 1999 года, Государственная Дума - 18 июня 1999 года.
В соответствии с достигнутыми договоренностями (от 9 июня 1995 года и 28 мая 1997 года) Черноморский флот России состоит из 388 кораблей и судов, 161 летательного аппарата. Численный состав - 25 тыс. человек. За Россией осталось 3 пункта базирования корабельного состава: Севастополь, Феодосия и временно Николаев; 2 основных аэродрома, 2 запасных аэродрома, 1 место дислокации береговых войск (Севастополь).
Документ о создании пункта базирования ЧФ в Новороссийске президент России Владимир Путин подписал 17 сентября 2003 года. Как подчеркнул тогда Путин в беседе с журналистами, создание пункта базирования "не значит, что мы будем оставлять нашу основную базу в Севастополе". "Просто мы должны иметь разные базы, у нас разные задачи", - пояснил Путин.
В свою очередь, бывший командующий ЧФ, а ныне начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Владимир Масорин сообщил, что в Новороссийской военно-морской базе (ВМБ) "имеются достаточные силы для того, чтобы самостоятельно обеспечивать безопасность и интересы государства в зоне их ответственности". Но есть определенный круг проблем, который мешает этой флотской базе нормально функционировать. "Главнейшая из них, - констатировал адмирал, - отсутствие хороших, защищенных от капризов погоды причалов". Строительство новой причальной инфраструктуры и станет одной из приоритетных задач при создании в Новороссийске нормальной системы базирования, сказал он.
Как сообщил летом 2004 года глава Минобороны Сергей Иванов, начиная с 2005 года на строительство пункта базирования Черноморского флота в Новороссийске выделяется "несколько сот миллионов рублей". Утверждена федеральная целевая программа по созданию этой военно-морской базы, где будут размещаться находящиеся сейчас в Краснодарском крае морская пехота, морская авиация, другие силы.