Тендер на использование руин ставки Гитлера "Вервольф" объявлен властями Винницкой области
Объявлен тендер на использование руин ставки Гитлера "Вервольф". Она, как известно, находится вблизи Винницы и с ее существованием связаны сотни задокументированных и невероятных рассказов, сообщает Infonews в облгосадминистрации.
Верхние этажи подземелья разрушены, а несколько подземных, возможно, сохранились в первоначальном виде и имеют как научный, так и общественный интерес. Главная проблема - до сих пор не определена безопасность бункера как для исследователей, так и для окружающей территории.
Интерес к "волчьему логову" имеют не только научные работники, но и предприниматели. Предложения его исследования поступают из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Свой проект реставрации предложили и работники киевского историко-архитектурного музея.
Окончательное решение относительно права исследования "Вервольфа" может дать лишь комиссия Винницкой облгосадминистрации. Главным условием объявленного недавно тендера она выдвигает создание на территории ставки мемориала, который увековечил бы память о жертвах фашизма. Речь идет о создании историко-археологического комплекса.
Сложности проекта
Среди камней преткновения, которые могут обнаружиться в ходе реализации проекта, - даже не засекреченность объекта. Ни одна из государственных служб, ответственная за проведение работ в бункере, не высказала своих возражений относительно реализации проекта. А к целому ряду документов по "Вервольфу" уже открыт свободный доступ.
Сложности возможны при отчуждении территории, на которой будут вестись работы, и которая может быть передана в аренду на 20 лет.
Однако для комиссии облгосадминистрации сигналом начала работ станут окончательные выводы специалистов относительно безопасности работ.
Реализация проекта - перспектива не завтрашнего дня. Но уже сейчас нашлись желающие внести в залог 500 тыс. гривен (что составляет более 93000 тысяч долларов США), как гарантию реализации идеи на условиях организаторов тендера. Аналитики считают, что затраты победителя конкурса окупятся благодаря высокому интересу к ставке со стороны европейских туристов.
Бункер под Винницей мог стать причиной лучевой болезни Гитлера
Как сообщает украинская газета "Вечерние новости", подземная ставка фюрера находилась в восьми километрах от Винницы, у села Стрижавка. Газета предполагает, что именно бункер под Винницей "наградил" Гитлера лучевой болезнью.
"Вервольф" сооружался с сентября 1941 г. по апрель 1942-го. На строительство согнали более 10 тысяч советских военнопленных, 1425 иностранных и 995 местных жителей. Две тысячи человек погибли от голода и морозов. Четыре тысячи уже ненужных на "объекте" расстреляли в ночь с 11 на 12 января. На внутренние отделочные работы в марте согнали 227 украинских евреев из близлежащего села Стрижавка. Позже их всех вывезли в Винницкую тюрьму и расстреляли. Словом, погибли все, кто знал устройство бункера и его коммуникаций.
Гитлер находился в "Вервольфе" дважды: с мая по октябрь 1942 г. и с 19 февраля по 13 марта 1943-го. 13 марта 1944-го, перед отступлением немцев за Буг, подземная ставка была взорвана.
Уже в наши дни ученые пришли к выводу, что предельно допустимая концентрация радиоактивных веществ в гитлеровском подземелье превышала допустимую норму в пятьсот раз.
Историки так и не пришли к единому мнению о причинах болезни Гитлера
Впервые Гитлер почувствовал себя очень плохо в июле 1942 г.: болела голова, "прыгало" кровяное давление, дрожали руки. Зимой Гиммлер скажет о нем: "С начала войны фюрер постарел на пятнадцать лет". Более полувека эта облетевшая весь мир фраза не дает покоя медикам и историкам, пытающимся понять причины болезни Гитлера.
Авторитетные психологи наперебой ставят диагнозы: шизофрения, импотенция, некрофилия, паранойя. В 1996 г. английский историк Дэвид Ирвинг изучил личные архивы доктора Морелля, лечившего фюрера с 1937-го по 1945 г., и пришел к выводу, что пациент "А" (так значился Гитлер в медицинских картотеках) не был импотентом, не страдал какими-либо сексуальными отклонениями, не болел болезнью Паркинсона, не был ни шизофреником, ни параноиком. "Ни один диагноз к нему решительно не пристает", - удивляется Ирвинг.
А вместе с тем зимой 43-го пациент "А" принимает 120 - 150 таблеток в день и... катастрофически стареет. Все в окружении Гитлера замечают, что у него "становится все более хриплым голос, нарушается равновесие (на прогулках фюрер заваливается на бок), дрожат руки и ноги, ухудшается зрение, отекают голени".
Ева Браун - гражданская жена Гитлера, с которой он обвенчался перед смертью, - была самой непосредственной свидетельницей стремительного старения фюрера. Начиная с 1942 г., их личная жизнь становилась все более нервной и все больше напоминала отношения сиделки и больного.
С весны 1943-го документы для Гитлера начали печатать на специальных "фюрерских" машинках с увеличенными втрое буквами, а по маршрутам его прогулок через каждые 20 - 30 метров расставили скамеечки для отдыха. "В августе он часто жалуется на головные боли, в сентябре заболевает желтухой, мучается зубами. В середине сентября с ним случился сердечный припадок, а в октябре понадобилась операция на голосовых связках, - пишет немецкий историк Альберт Цоллер. - Он лежит часами в глубокой апатии, занятый одной мыслью - шоколад и пирожные. Его страсть к сладкому приняла болезненный характер: он съедает до трех тарелок пирожных в день".
У Гитлера наблюдался еще один признак облучения - эйфория. С весны 1944 г. он живет за счет таблеток, уколов глюкозы, витаминов, гормональных препаратов и кислородных вливаний. Морелль настаивает на госпитализации, а Гитлер обвиняет его в измене и увольняет: "Немедленно покиньте мою комнату, Морелль. Вы хотите вывезти меня из Берлина. Я себя прекрасно чувствую и не позволю вам строить козни за моей спиной"...
Состояние эйфории проявилось у Гитлера уже в июле 1942-го. Именно в это время фюрер меняет план сражений. По первоначальному замыслу немецкая армия должна была последовательно наступать сначала на Кавказ, затем на Сталинград. Через Кавказ Гитлер хотел послать высокоподвижные соединения в Индию. В Берлинском архиве по сей день хранится этот план - "Директива-41". Но в "Вервольфе" Гитлер пишет "Директиву-45", где захват Кавказа и захват Сталинграда рассматриваются одновременно.
От этого авантюрного плана фюрера отговаривало все его окружение во главе с Гиммлером. "Наблюдавшаяся и раньше недооценка сил противника принимает гротескные формы и становится опасной", - записал Гиммлер в своем дневнике. Но фюрер стоит на своем: "Германская армия непобедима", - и меняет директиву только на захват Сталинграда. Дальнейшее известно: битва под Сталинградом стала поворотным пунктом войны и истории ХХ столетия - немцы были разгромлены.