Вот уже несколько лет в Израиле идет работа над новым этическим кодексом для израильских военнослужащих
Архив NEWSru.ru
Вот уже несколько лет в Израиле идет работа над новым этическим кодексом для израильских военнослужащих "Война, которую мы сейчас ведем, - война нового типа. Асимметричная, неинтенсивная. Это не столкновение двух армий, действующих в соответствии с Женевской конвенцией"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Вот уже несколько лет в Израиле идет работа над новым этическим кодексом для израильских военнослужащих
Архив NEWSru.ru
 
 
 
"Война, которую мы сейчас ведем, - война нового типа. Асимметричная, неинтенсивная. Это не столкновение двух армий, действующих в соответствии с Женевской конвенцией"
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Аза Кашер преподает этическую философию в университете Тель-Авива. Гражданский человек, профессор входит в состав комитета, возглавляемый Амосом Ядлином, вместе с генералами и полковниками Армии обороны Израиля
tau.ac.il

Вот уже несколько лет в Израиле идет работа над новым этическим кодексом для израильских военнослужащих.

"Война, которую мы сейчас ведем, - война нового типа. Асимметричная, неинтенсивная. Это не столкновение двух армий, действующих в соответствии с Женевской конвенцией. В ходе борьбы с терроризмом наши солдаты продвигаются по жилым районам, по улицам городов, среди гражданского населения. Мы должны сформулировать правила, которыми им следует руководствоваться в ходе операций".

Аза Кашер преподает этическую философию в университете Тель-Авива. Гражданский человек, профессор входит в состав комитета, возглавляемого Амосом Ядлином, вместе с генералами и полковниками Армии обороны Израиля. В течение двух лет они работают над документом, который должен определить новые нормы этического поведения служащих израильской армии, пишет газета Corriere della Sera (перевод на сайте Inopressa.ru).

"С сентября 2000 года, - писали Ядлин и Кашер в журнале "Национальная безопасность", - мы вынуждены противостоять палестинскому терроризму, и было высказано много критических замечаний против "целевых" ликвидаций и рейдов, в результате которых наносился ущерб гражданскому населению".

Как реагировать с точки зрения применения силы на такие нападения, как те, что имели место в Газе в понедельник и во вторник? Правомерны ли "точечные" ликвидации и когда их стоит проводить? Как осуществлять режим комендантского часа, который наносит ущерб населению? Какие правила следует соблюдать на пропускных пунктах?

Комитет постарался ответить на все эти вопросы, перечислив и описав реальные ситуации, с которыми солдатам приходится сталкиваться ежедневно.

"Наши действия должны постоянно основываться на моральных принципах, - поясняет Кашер. - Израильское государство как демократическое государство должно гарантировать безопасность своим гражданам, но одновременно с этим - уважать достоинство всех представителей рода человеческого, даже врагов. Это трагическая дилемма: наносить удар, чтобы избежать опасности, и предпринимать усилия для того, чтобы уберечь палестинцев, не причастных к терроризму".

Кодекс поведения, представленный Генеральному штабу, вызвал полемику в Израиле. Арик Диамант, возглавляющий ассоциацию отказников, на страницах либеральной газеты Ha'aretz обвинил Кашера и Ядлина в том, что они не учитывают реальных событий и забывают, что многие военные операции на территориях проводятся не в рамках борьбы с терроризмом, а в целях защиты поселений.

Ревен Педхазур, политолог из Тель-авивского университета, в той же Ha'aretz высказал свое негативное мнение: "Этот документ разрушает ценности, на которых должны стоять общество и армия: впервые предпринимается попытка легитимизировать действия против невинных".

Но Аза Кашер не думает, что более чем трехлетняя интифада и действия на территориях подорвали моральные устои солдат: "Я делаю ставку на ответственность людей и образование. Молодые люди должны расти в армии: они должны научиться применять силу лишь когда это необходимо в военном смысле, они должны понимать, что их миссия не в том, чтобы унижать палестинцев. В то же время люди должны понимать сложность ситуаций, которые молодым людям приходится урегулировать".

В качестве примера он рассказывает о досмотре автомобилей "скорой помощи" на пропускных пунктах: "Международные законы предписывают пропускать такой транспорт без проверок. Но восемь лет назад террористическая группа использовала "скорую помощь" для совершения теракта. Что мы должны делать? Мы больше не можем просто так пропускать эти автомобили, поэтому и они досматриваются в соответствии с правилами. Мы подсчитали, что нужно 15-20 минут; если на проверку уходит больше времени, то это можно квалифицировать как злоупотребление властью".

Американцы поняли, что дилеммы, с которым сталкивается еврейское государство, те же, что и в войне с терроризмом, навязанной Соединенным Штатам после 11 сентября и после захвата Ирака. Они увидели в израильтянах "предков, прошедших этот путь раньше, чем мы", как написал Джеральд Ф.Сейб на страницах Wall Street Journal.

"Оккупация территорий заставляет их задаться вопросом: неужели мы укрепили нашу безопасность, но утратили частичку нашей души? Действительно ли оккупация вынуждает население и солдат совершать акты, которые при других обстоятельствах были признаны неприемлемыми или постыдными?" - пишет Сейб.