Дикие кошки, а также енотовидные собаки, черно-бурые лисы и другие экзотические животные, скоро опять появится на китайских рынках
Архив NEWSru.ru
Дикие кошки, а также енотовидные собаки, черно-бурые лисы и другие экзотические животные, скоро опять появится на китайских рынках
 
 
 
Дикие кошки, а также енотовидные собаки, черно-бурые лисы и другие экзотические животные, скоро опять появится на китайских рынках
Архив NEWSru.ru

Дикие кошки, а также енотовидные собаки, черно-бурые лисы и другие экзотические животные, скоро опять появится на китайских рынках, несмотря на свидетельства того, что они могли быть источником эпидемии атипичной пневмонии, пишет сегодня The Wall Street Journal (перевод статьи на сайте Inopressa.ru).

Китайское министерство лесного хозяйства выпустило циркуляр, включающий в себя список 54 экзотических животных, разрешенных к продаже в Китае для употребления в пищу или в качестве домашних любимцев, если животные выращены на фермах, а не пойманы в лесу. Запрет на торговлю этими существами и употребление их мяса был введен в конце апреля, когда начали появляться свидетельства того, что рынки, где торгуют животными, могут являться рассадниками острого респираторного синдрома, поразившего жителей южной провинции Гуанчжоу еще в ноябре прошлого года.

Пресс-секретарь министерства заявил, что снимающий запрет циркуляр, разосланный во вторник, направлен на "стандартизацию и поддержку развития индустрии приручения и разведения диких животных". По словам других китайских чиновников, такая мера принята из-за того, что добиться исполнения запрета трудно.

Это пример того, как культурно-экономические реалии приходят в столкновение с задачами органов здравоохранения, борющихся с эпидемией, которая поразила около 8,5 тыс. человек, убила более 800 в 32 странах и таинственным образом прекратилась в июле, отмечает влиятельное издание.

Страну прочесывают несколько исследовательских групп, пытающихся проследить происхождение вируса. Всемирная организация здравоохранения заявляет, что прорыва пока не произошло, но некоторые ученые считают вероятным носителем вируса, вызвавшего заболевание, похожую на белку виверру. Многие исследователи опасаются, что возвращение диких животных на рынок до того, как работа завершена, может открыть дорогу для возвращения SARS.

"Восстановление рынка диких животных должно быть основано на адекватной оценке риска для здоровья людей, - заявил Клаус Стор, представитель ВОЗ, координировавший борьбу с SARS во время эпидемии. - Такая оценка не была сделана, и это нас беспокоит".

Связь между заболеванием и живущей на деревьях всеядной виверрой, телом напоминающей кошку, а лицом - ласку, научно не доказана. Но две группы исследователей, работавшие с небольшим количеством животных, выделили вирус, почти идентичный тому, который вызывает SARS. Первое исследование было проведено в мае, когда ученые из Университета Гонконга и Сянганского центра по контролю и профилактике заболеваний взяли образцы у животных, продававшихся на рынке в Сянгане, на юге страны, и выделили вирус у нескольких виверр и одной енотовидной собаки. В некоторых образцах обнаружились завершенные генетические цепочки, характерные для вируса, который на 99,8% идентичен вирусу SARS у человека. Вторая группа исследователей из Института вирусологии в Ухане выделила вирус как минимум у двух виверр из 40, взятых на ферме в провинции Хубэй.

Предположения о связи между SARS и рынками животных высказывают и другие ученые. При исследовании образцов крови, взятых межведомственной рабочей группой в мае, выяснилось, что у 13% из 508 человек, работающих на трех таких рынках в провинции Гуандун, имеются антитела к вирусу SARS. При аналогичном исследовании на рынке в Сянгане оказалось, что антитела имеются еще у большего числа работников. Среди первых заболевших было немало поваров и других людей, работа которых связана с дикими животными.

Но после того, как торговля дикими животными оказалась под запретом, тысячи фермеров, торговцев, лоточников и сотрудников ресторанов остались без работы. Одни организовывали акции протеста, другие создали черный рынок, поскольку у жителей южного Китая блюда, приготовленные из мяса диких животных, пользуются большой популярностью.

В одном из районов Шанхая, где в июне, в ходе борьбы с дикими животными, было забито более миллиона куропаток, диких уток и фазанов, фермеры заявили протест городским властям и потребовали разрешить им добывать средства к существованию привычным способом. Их поддерживают представители сельскохозяйственного ведомства, которые не один год поощряли переход фермеров от маловыгодного земледелия в сферы, приносящие больший доход, к каковым относится и разведение диких животных. "Надо ли прекращать есть говядину лишь из-за того, что существует коровье бешенство?" - спросил чиновник из министерства лесного хозяйства.

Блюда из мяса диких животных по-прежнему популярны в Китае, особенно на юге. В меню ресторанов их может насчитываться десяток. Например, в одной из закусочных Сянгана предлагают и жареных птенцов голубя, и виверру под соевым соусом с имбирем. Считается, что гурманы подвергаются меньшей опасности, чем те, кто имеет дело с сырым мясом.

Ответы, полученные из министерства здравоохранения, дают основания считать, что при отмене запрета профилактика заболевания имела низкий приоритет. Пресс-секретарь министерства заявил, что оно не могло повлиять на решение. По его словам, ему неизвестно о последних исследованиях, связывающих SARS с виверрами, поскольку координацией поисков происхождения вируса занимается министерство науки и техники.

На примере дебатов в провинции Гуандун видно, как экономика в Китае берет верх над политикой в области здравоохранения. Исполнить апрельский запрет с самого начала оказалось почти невозможно. Мясо открыто продавалось даже после обнаружения вируса у виверр; благодаря взяткам, торговцы заранее знали о "внеплановых" проверках. В конце мая власти провинции провели операцию "Зеленый меч". Они конфисковали 30335 диких животных примерно на 1 тыс. рынков, в 7 тыс. гостиниц и ресторанов, инспектировали машины, которые использовались для перевозки мяса. Но цена операции оказалась непомерно высокой.

Дебаты достигли кульминации в июле, когда местный парламент провел слушания, транслировавшиеся по телевидению. На них выступили экологи, настаивавшие на полном запрете торговли дикими животными, бизнесмены и фермеры, жаловавшиеся на экономические трудности и говорившие о том, что запрет будет неэффективным. В конце концов, парламент принял компромиссный закон, рекомендующий "людям отказаться от привычки есть мясо диких животных", но не запрещающий эту практику.

"Итоговое голосование отражает точку зрения общественности", заявил один из депутатов. После того, как центральные власти разослали свой циркуляр, власти провинции заявили, что ожидают появления на рынках диких животных.

Продавцы к этому готовы. Пожилая торговка на одном из рынков показывает на клетку с тремя серыми мышами и просит за каждую из них 1,8 доллара. "Те, у которых SARS, - крупнее", говорит она, имея в виду виверр.