Новая концепция "французского взгляда на мир", которую обещал новый президент Франции Николя Саркози, начинает приобретать зримую форму, заключает американское издание The Wall Street Journal. Вполне возможно, что эта концепция повлечет за собой серьезные последствия для Евросоюза и его соседей - а также для некоторых внешнеполитических целей США.
Стержнем политика Жака Ширака была цель создания европейского противовеса влиянию США, и Саркози уже начал дистанцироваться от этого курса в том, что касается отношений с Россией и ЕС, с Турцией и США. Эта перемена курса, которую официальные лица и аналитики описывают как формирующуюся и находящуюся лишь на раннем этапе, в значительной степени обусловлена гиперактивным стилем работы Саркози. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)
Саркози дал понять, что порвал с политикой Ширака в отношении России - а именно, он принял президента Грузии Михаила Саакашвили. Саакашвили встречался с Шираком в 2004 году вскоре после того, как пришел к власти в результате "революции роз", но, по словам представителей Грузии, все прошедшее с того момента время безуспешно добивался повторной встречи с французским президентом.
В задуманной Шираком модели многополярного мира ключевую роль играли российско-французские отношения. Они способствовали тому, чтобы Европа уравновешивала мощь США. Отношения Грузии с Россией, однако, находятся на грани открытой вражды. Москва считает Саакашвили "марионеткой США", твердо решившей привести Грузию в НАТО - Москва выступает категорически против этого шага, напоминает WSJ.
В результате Франция, вместе с некоторыми другими европейскими государствами, препятствовала усилиям Грузии по срочному вступлению в военный Североатлантический альянс; двери Елисейского дворца были плотно закрыты перед Саакашвили. Напротив, Саркози заявил о своей поддержке идеи интеграции Грузии и Украины в НАТО.
Как сообщил один из представителей государственной администрации, который присутствовал на встрече, Саркози дважды сказал, что России не позволят наложить вето на вступление Грузии в НАТО. Пресс-секретарь Саркози Давид Мартинон заявил, что президент "не зашел так далеко". Но, подчеркивая свое теплое отношение, Саркози сказал своему грузинскому коллеге, что Франция готова помочь Грузии в наращивании и налаживании ее вооруженных сил, а также поддержит стремление Грузии осуществить ядерную программу гражданского назначения, сказал Мартинон.
По словам источника, который присутствовал на встрече, Саркози согласился и с тем, что отношения с Россией должны быть основаны на принципах, а не только на практических политических задачах, и выразил желание посетить Грузию в текущем году.
Впрочем, вполне вероятно, что Саркози будет строить отношения и с Москвой. Он явно остался доволен своей встречей с российским президентом Владимиром Путиным на саммите G8. Но Саакашвили "демократ и либерал", отметил Франсуа Эйсбур, аналитик по внешней политике парижского Фонда стратегических исследований. Саркози "выбирает людей под стать себе".
Этот подход, основанный на общих ценностях, сыграл решающую роль и при выборе министра иностранных дел, который сделал Саркози. На этот пост он назначил Бернара Кушнера - основателя благотворительной медицинской организации Medecins du Monde, уделяющего огромное внимание соблюдению прав человека. Во время избирательной кампании Саркози говорил, что одним из главных приоритетов для него станет возрождение активной роли Франции в борьбе за права человека во всем мире - даже если это потребует жесткости в отношениях с Россией и Китаем - и форсирование усилий по предотвращению глобального потепления, даже если они потребуют жесткого отношения к США.
Политика Саркози уже встретила сопротивление в Судане. Тамошние власти категорично отвергли предложение Франции по проведению международной конференции, призванной найти решение конфликта, который уже четыре года бушует в Дарфуре - регионе на западе Судана. Власти Судана заявили, что предпочтут переговоры с другими африканскими государствами и ООН.
С США Саркози общается не столь безаппеляционно, как Ширак, хотя пока неясно, каковы будут последствия, пишут американские журналисты. Саркози встречался с американским президентом Бушем "на полях" саммита "восьмерки" и был приглашен последним посетить Вашингтон в сентябре. Отношения между Бушем и Шираком резко охладились в связи с их разногласиями из-за решения США вторгнуться в Ирак.
По-видимому, наибольший резонанс политика Саркози будет иметь для отношений внутри ЕС. Он уже проявил инициативу, пытаясь составить новый, упрощенный договор о конституции ЕС. Альтернативный 500-страничный документ французские избиратели отвергли на референдуме 2005 года. Результаты референдума резко ослабили позиции Франции в Европе и собственно в ЕС.
Саркози также выступил с предложением объединить средиземноморских соседей ЕС в специальную ассоциацию с ЕС. Прежде всего это направлено на то, чтобы воспрепятствовать принятию в Евросоюз Турции. В отличие от Ширака, который одобрял идею вступления Турции в ЕС, Саркози заявил, что будет активно изыскивать способы блокирования этого шага.