Переговоры о реформе ООН, которым будет уделено первостепенное внимание на трехдневном саммите в Нью-Йорке, не будут простыми, и во многом благодаря США. Сегодня, когда в разговорах об Ираке все чаще звучит слово "Вьетнам", а в противостоянии с Ираном трудности нарастают с каждым днем, Вашингтон как никогда нуждается в сотрудничестве с международным сообществом. Однако, как пишет французская Liberation, в глубине души Буш и его команда до фанатизма привержены модели мира, управляемого США, и испытывают аллергию к принципам, лежащим в основе нынешней ООН
В среду французское издание пишет об открывающейся 60-й юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, одной из главной тем которой станет давно обсуждавшаяся реформа Организации. Накануне генеральный секретарь ООН Кофи Аннан выразил надежду, что решения по реформе на саммите будут приняты.
"Теперь пришло время дипломатии", - повторял Буш в первые месяцы после своего переизбрания в ноябре прошлого года. Столкнувшись с трудностями (Афганистан, Ирак, терроризм) и внешними вызовами (Иран, Сирия, Северная Корея), президент, вступивший во второй срок своих полномочий, вдруг вновь обнаружил, что нуждается в помощи. Буш снова завязал отношения с союзниками и протянул руку многим другим странам.
В рамках этой новой ориентации своей внешней политики Буш мог бы поддержать проект реформирования ООН, предложенный Кофи Аннаном. Но произошло обратное: США несут большую долю ответственности за вероятный провал саммита в Нью-Йорке, пишет Liberation (перевод статьи публикует Inopressa.ru).
Администрация США испытывает давнюю аллергию к ООН. В ответ ее чиновники не скупятся на эпитеты. "Эта администрация страдает шизофренией, - считает Чарли Купчан, руководитель отдела европейских исследований Совета ООН по внешней политике. - Они нуждаются в помощи и теоретически это должно было бы побудить их приложить огромные усилия по реанимации Объединенных Наций. Но, похоже, все уперлось в идеологические препятствия".
Ибо от идеологии невозможно отказаться с такой же легкостью, как от старого плаща. В глубине души Буш и его команда до фанатизма привержены модели мира, управляемого США, и испытывают аллергию к мультилатерализму, пишет Liberation. (Мультилатерализм - способ организации международных отношений, основанный на механизмах, позволяющих каждому государству пользоваться привилегиями в отношениях со всеми партнерами. - Прим. NEWSru.ru). Выбор ультраконсерватора Джона Болтона в качестве американского представителя в ООН не был случайностью. Назначенный на этот пост с целью "встряхнуть" организацию, Болтон приступил к своей миссии "с рвением палача", отмечает французская газета. Сразу же после своего назначения он подложил бомбу под проект реформы, предложенный Кофи Аннаном: 750 поправок на 36 страницах. Ооновские дипломаты быстро поняли, что планируется срыв реформы.
"Если американская администрация избрала минималистский подход, то это потому, что она решила: цена широкой реформы в плане уступок была слишком велика для США", - говорит Джеймс Доббинс, бывший специальный представитель в ООН Буша-отца и Клинтона. Конечно, администрации Буша были по душе многие аспекты реформы: более строгий контроль над бюджетом ООН, большая ответственность генерального секретаря, новая структура Комиссии по правам человека. Но, желая получить все это, "она не решилась на то, чтобы в обмен отказаться от пунктов, противоречивших ее идеологическим предпочтениям", считает Доббинс. Белый дом не готов ни к сотрудничеству с Международным уголовным трибуналом, ни на существенное расширение Совета Безопасности, заключает Liberation.
США и ООН: трудности перевода
У США никогда не было теплых отношений с ООН, если не считать момента ее рождения, когда над планетой дули ветры оптимизма. С началом холодной войны ООН оказалась парализована столкновением между двумя блоками. При Рейгане США начали задерживать внесение финансового вклада, который составляет четверть бюджета организации.
После крушения СССР ООН в какой-то мере восстановила кредит доверия: Джордж Буш-отец провел через Совет Безопасности операцию по освобождению Кувейта, захваченного Саддамом Хусейном. Билл Клинтон, представитель поколения, выступавшего против вьетнамской войны, также проявил было интерес к ООН, но Сенат, в котором доминировали американцы, быстро задушил в нем склонность к сотрудничеству с международной организацией.
Отказ ООН дать санкцию на войну в Ираке окончательно дискредитировал организацию в глазах республиканцев (и значительной части демократов), пишет Liberation. По мнению многих избранников народа, ООН олицетворяет собой все пороки: они видят в ней то зарождающееся "мировое правительство", то "клуб диктаторов", которым манипулируют враги Вашингтона и Израиля, а главное - огромную бюрократическую машину, пораженную коррупцией. Недавний скандал вокруг программы "Нефть в обмен на продовольствие", вскрывший масштабное разворовывание средств ООН, лишь усилил эту враждебность.
Именно на этом фоне приступил к работе Джон Болтон. Администрация представила его как человека, который в силу своих убеждений сможет сдвинуть с места "этого бюрократического Молоха, каким является ООН". Но пока Болтон "совсем не похож на такого героя: он больше напоминает очередной гвоздь, вбитый Джорджем Бушем в гроб мультилатерализма", заключает Liberation.
ООН и США - брак по расчету
Британская газета The Daily Telegraph пишет, что представления Америки о реформировании машины ООН сводятся к тому, чтобы наделить генсека большими полномочиями в установлении приоритетов и устранении "балласта", освободить его от тяжелой руки Генеральной Ассамблеи, "парламента" ООН, где пустая болтовня ценится больше эффективных действий (перевод статьи публикует Inopressa.ru).
Генсек ООН Кофи Аннан, возможно, и был "мальчиком для битья" во время кампании переизбрания Буша, однако теперь стоит всерьез задуматься, не является ли администрация США его тайным ангелом-хранителем. Никто в администрации Буша - ни неоконсерваторы, ни другие - не поддержали призыва сенатора-республиканца Норма Колмена к отставке Анана. Когда был опубликован доклад по расследованию в связи с программой "Нефть в обмен на продовольствие", Джон Болтон, главный критик ООН, которого недавно назначили представителем США в этой организации, заявил, что истинным злодеем был Саддам Хусейн.
Три года назад президент Буш предупредил ООН, что она станет "нерелевантной", если не поддержит действий против Ирака. Этот международный орган отказался одобрить вторжение 2003 года, однако вместо того, чтобы сделать ООН нерелевантной, Буш снова и снова возвращался туда, чтобы заручиться дипломатическим прикрытием для последовавшей за вторжением оккупации и политических планов Америки на переходный период. Администрация, силы которой были значительно подорваны иракскими мятежниками, смягчила свою манеру действовать в одностороннем порядке и обнаружила, что при проведении в ООН более открытой для сотрудничества внешней политики есть свои преимущества.
В своей следующей кампании против ближневосточного врага, обвиняемого в создании оружия массового поражения, - Ирана - Америка громче всех требует передать вопрос на рассмотрение СБ ООН, который немало сделал для расширения рамок международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и распространением вооружений.
Если основание ООН в конце Второй мировой войны было подобно помолвке, сопровождалось надеждами и было красиво обставлено, то война в Ираке стала горьким разводом. Затем пришли сожаление, переоценка, новые соображения и, наконец, осознание того, что спустя 60 лет США и ООН нуждаются друг в друге.
Невеста-ООН решила отказаться от своих самых неприятных привычек, забыть старые обиды, пойти в тренажерный зал, чтобы избавиться от наросшего жирка, и обновить гардероб. Большая часть этих обещаний не была выполнена, и в Нью-Йорке на этой неделе международный орган сможет лишь нанести немного макияжа. Но под косметикой будет скрываться то же самое существо, и ссоры продолжатся, заключает The Daily Telegraph.
Италия готова поддержать США
Итальянская La Stampa пишет, что Италия в вопросе о реформе ООН готова занять сторону Вашингтона, надеясь в обмен получить одобрение желанию сократить свои финансовые обязательства в программах ООН по борьбе с бедностью с 0,7% до 0,15% ВВП.
В эти дни в штаб-квартире ООН ходил слух о сокращении итальянских ассигнований, однако сформулировал обвинение с должной ясностью Дэмиан Мильвертон, близкий сотрудник Пола Вулфовица во Всемирном банке. "Нам стало известно, что Италия не намерена подтверждать свое обязательство о выделении 0,7% ВВП на борьбу с бедностью, речь идет об отступлении", - заявил он, посетовав на изменение политики в отношении традиционной поддержки Рима помощи развивающимся странам. При этом он сослался на таблицу, в которой Италия теперь со своими 0,15% ВВП занимает последнее место среди промышленно развитых стран по размерам участия в борьбе с бедностью, пишет La Stampa (перевод статьи на сайте Inopressa.ru).
В последние часы баталий на переговорах по проекту реформирования ООН напряженность между постоянными представителями достигла предельной отметки, и теперь суть критики в адрес Италии заключается в том, что она хочет занять такую же позицию, как Вашингтон. Из Рима дипломатические источники, близкие к МИД, поясняют, что "нынешнее сходство позиций с Вашингтоном отмечается по двум направлениям": с одной стороны, по реформе Совета Безопасности ООН, и с другой - по достижению квоты, равной 0,7% ВПП к 2015 году, как было постановлено на Саммите 2000 года.
Италией движет, по мнению представителей МИД, "национальный интерес" по обоим направлениям: если исключение из реформы ООН структуры Совбеза будет означать серьезное политическое поражение, то незамедлительное выполнение обязательства по достижению квоты в 0,7% окажется технически невыполнимым по причине дефицита государственного бюджета и финансовых ограничений, связанных с Маастрихстким договором. В последнем докладе ООН по развитию говорится, что есть сомнения "в возможностях Италии и Германии" достичь уровня 0,7 - по причине условий, в которых оказались финансы этих стран.
В попытке продемонстрировать намерение оказывать помощь развивающимся странам правительство Италии разработало в рамках "большой восьмерки" - заручившись поддержкой Великобритании, Швеции и Франции - программу, направленную на оплату вакцин для охраны здоровья населения стран, больше всего страдающих от эпидемий. Но в руководстве Всемирного банка в Вашингтоне эти шаги рассматриваются как менее важные, вызывая нарастающее недовольство в отношении Италии.