Супруги-англичане уехали в Швейцарию, чтобы покончить с собой
dailytelegraph.co.uk
Супруги-англичане уехали в Швейцарию, чтобы покончить с собой
 
 
 
Супруги-англичане уехали в Швейцарию, чтобы покончить с собой
dailytelegraph.co.uk

Больные и уставшие от жизни супруги-англичане уехали в Швейцарию, чтобы покончить с собой. Как сообщает Le Temps (перевод на сайте Inopressa.ru), Боб и Дженни Стокс оба страдали от болезней, сделавших их инвалидами, но не смертельных. Они попросили общество Dignitas, действующее в Цюрихе, помочь им положить конец их страданиям. Такого рода "туризм" отнюдь не приветствуется в Великобритании, где за помощь в самоубийстве полагается суровое наказание.

Боб и Дженни Стокс все сохранят в тайне до самого конца. В один прекрасный день он - плотник, вынужденный уйти на пенсию из-за неизлечимой эпилепсии, и она - бывшая парикмахерша, которую диабет и боли в спине повергали в постоянную депрессию, - не сказав никому не слова, покинули квартал Бедфордшир на севере Лондона, где они жили последние четыре года. Таксист привез их в аэропорт близ города Лутон, откуда он вылетели в Цюрих, чтобы принять смерть посредством эвтаназии в квартире, снятой для них Dignitas - знаменитым ныне обществом помощи самоубийцам, услугами которого воспользовались уже 150 неизлечимых больных со всего мира.

Как отмечает Le Temps, было лишь одно "но": Боб и Дженни Стокс не страдали от тяжелых заболеваний, влекущих за собой скорую кончину. В их родной стране, где идут жаркие дебаты о легализации помощи суициду, дело этих двух туристов-самоубийц вызвало настоящий шок.

В конце марта чета Стокс покинули центр помощи пенсионерам Leighton Buzzart, предоставляющий своим обитателям стандартные медицинские услуги и уход.

Боб и Дженни не были там счастливы, они ни с кем не разговаривали и не общались с соседями. В свои 59 лет Боб страдал от приступов эпилепсии, ставших еще более тяжелыми после неудачной операции на мозге, которую ему сделали в Австралии. Ему пришлось прервать свою профессиональную карьеру. У Дженни, недавно заболевшей диабетом, были проблемы со спиной и артроз, но она еще могла водить принадлежавший супругам автомобиль.

Состояние здоровья заставило Стоксов продать любимый дом в Данстебле, в котором они прожили двадцать лет.

Прошло два дня, а супруги все не возвращались. Директор центра Ута Калеч не на шутку встревожилась. Она позвонила сестре Дженни Стокс - Дороти Киллаки. Сестры периодически поддерживали контакт, хотя Дороти ничего не знала о планах четы, как она позднее заявила журналистам. И когда адвокат Стоксов сообщил семье о двойном самоубийстве, они были сражены этой вестью. "Оба чувствовали себя неважно, но скорая смерть им точно не грозила, - говорит Дороти. - Мы нашли в их доме документы общества Dignitas. Все было расписано до мельчайших деталей - даже похоронная церемония и двойной гроб. Они явно задумали все это уже давно".

Судья графства Бедфорд начал расследование, но тут же его закрыл. В феврале полиция района Мерсисайд (Ливерпуль) отказалась преследовать жену 74-летнего Реджинальда Крю, который страдал неизлечимой болезнью и также решил покончить с собой, воспользовавшись услугами Dignitas. Следствие пришло к выводу, что решение было принято им самостоятельно и по зрелому размышлению.

Шокированная участью супругов Стокс, Великобритания сегодня задумывается о росте "туризма самоубийц", едущих в Швейцарию, и законности мотивов тех, кто решает отправиться туда, чтобы свести счеты с жизнью, приняв дозу барбитуратов. Например, группа активистов правозащитной организации Liberty, выступившей в защиту Дианы Претти, очень сдержанно - если не враждебно - относится к излишне либеральному подходу к этой проблеме.

"Мы считаем, что Великобритания должна легализовать оказание помощи в самоубийстве в очень конкретных случаях, то есть, когда речь идет о лицах находящихся, по заключению врачей, в терминальной стадии неизлечимой болезни и неспособных самостоятельно покончить с собой, - поясняет представитель Liberty в Лондоне. - Случай Дианы Претти был в этом плане типичным, но одновременно это та грань, за которую мы не хотим выходить. Мы думаем, что закон нуждается лишь в ограниченных и осторожных изменениях. Мы не имеем ничего общего с тем видом туризма, который описан в деле Стоксов". Закон о самоубийстве от 1961 года очень строг и предполагает максимальную меру наказания - 14 лет лишения свободы - тому, что помогает человеку наложить на себя руки.

Диана Претти, 43-летняя мать семейства, прикованная к креслу-каталке, могла дышать с помощью специального аппарата, а ее мышцы были атрофированы из-за заболевания нервной системы. Она надеялась "умереть достойно", избежав предсмертных страданий. Но высшая британская судебная инстанция - апелляционный суд Палаты лордов - единогласно отказала ей в этом праве. В итоге она умерла, так и не дождавшись положительного ответа от Европейского суда по правам человека, и ее муж Брайан не смог облегчить ее страдания. Но Брайан Претти продолжает борьбу: в сентябре прошлого года он передал правительству петицию, под которой подписались 50 тысяч человек, и личное письмо премьер-министру Тони Блэру.

Сегодня сторонники эвтаназии боятся, что дело Стоксов и та легкость, с которой британцы уезжают умирать в Швейцарию, окажут их делу дурную услугу, пишет Le Temps.