В Хьюстоне возобновился суд по делу ЮКОСа
Архив NEWSru.ru
В Хьюстоне возобновился суд по делу ЮКОСа Deutsche Bank выступил против Госдепа США в деле ЮКОСа
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В Хьюстоне возобновился суд по делу ЮКОСа
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Deutsche Bank выступил против Госдепа США в деле ЮКОСа
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Deutsche Bank выступил против Госдепа США в деле ЮКОСа
Архив NEWSru.ru

Суд по банкротству южного округа штата Техас в Хьюстоне в течение четверга (до утра пятницы по московскому времени) примет решение по заявлению ЮКОСа о реорганизации по американскому законодательству о банкротстве, заявила судья Летиция Кларк.

Как сообщают американские СМИ, заседание по делу ЮКОСа началось в 18:30 по московскому времени и продолжается свыше шести с половиной часов.

Слушания проходят под председательством судьи Летиции Кларк, которая в четверг рассматривает вопрос о возможности "временного приостановления" всех операций с активами российской компании, включая намеченный на воскресенье аукцион по продаже "Юганскнефтегаза".

Одним из важнейших аспектов заседания, по мнению Кларк, является также вопрос о том, распространяется ли юрисдикция хьюстонского суда на компанию из России или для этого адвокатам ЮКОСа необходимо представить доказательства деятельности компании, а также наличия ее денежных или иных активов ЮКОСа на территории южного округа Техаса, включая территорию самого Хьюстона.

- Брюз Мизамор под давлением адвоката "Газпрома" признал, что в США работает только один сотрудник ЮКОСа
- Перспективы дела: американский суд признает правоту ЮКОСа, но компании это не поможет
- Deutsche Bank выступил против Госдепа США в деле ЮКОСа
- Ходорковский считает, что суд в США защитит репутацию менеджеров ЮКОСа, но не поможет акционерам

"У ЮКОСа имеются исторические связи с Хьюстоном и Техасом", - подчеркнул в своей заявке о банкротстве, поданной в суд Хьюстона, главный финансист ЮКОСа Брюс Мизамор, который сообщил, что сам он проживает в собственном доме в Хьюстоне с 1991 года.

С сентября этого года в Хьюстоне работал один из сотрудников ЮКОСа, в этот город осуществлялись поставки нефти через дочку компании "Петровал" и здесь же покупалось оборудование ЮКОСом, пишет Мизамор, подчеркивая, что в последнее время "мы увеличили наше деловое присутствие в США и, в частности, в Хьюстоне".

"Наш совет управляющих принял решение о том, что мы должны подать на банкротство в Хьюстоне, потому что наша компания стала несостоятельной из-за незаконных действий со стороны правительства России, нанесших глубокий урон компании и уничтоживших миллиарды долларов в ее стоимости для инвесторов", - указывает в своей заявке главный финансист ЮКОСа.

"Если этот суд откажется распространить свою юрисдикцию на ЮКОС, находившиеся ранее в основном в руках американских институционных инвесторов миллиарды долларов в стоимости компании исчезнут навсегда", - сообщил Мизамор, добавив, что американские инвесторы уже потеряли в стоимости своих акций ЮКОСа "приблизительно 5,7 миллиардов долларов".

Как сообщила РИА "Новости" представитель суда в Хьюстоне вопрос о юрисдикции по делу ЮКОСа, а также возможности "временного приостановления" всех операций и аукциона по "Юганскнефтегазу" будет рассматриваться в течение всего сегодняшнего дня.

Судья Кларк планирует в четверг перенести и отложить все другие дела и может, в случае необходимости, вести заседание "вплоть до глубокой ночи" по хьюстонскому времени (когда в Москве уже наступит утро пятницы), сообщила представитель.

Интересы России в суде США по банкротствам Южного округа штата Техас (Хьюстон) по делу о реорганизации НК ЮКОС представляет юридическая компания Baker Botts L.L.P., сообщил Агентству газовой информации (АГИ) источник, близкий к процессу.

"Российскую Федерацию, насколько я знаю, представляют самые крупные адвокаты в Техасе - Baker Botts", - сказал источник. По его словам, "Газпром" также представлен своими адвокатами.

Брюз Мизамор под давлением адвоката "Газпрома" признал, что в США работает только один сотрудник ЮКОСа

Финансовый директор ЮКОСа Брюс Мизамор признал на слушаниях в четверг в суде в Хьюстоне, что в настоящий момент в США работает лишь один сотрудник ЮКОСа - он сам.

Мизамор был вынужден сделать это признание под давлением вопросов со стороны присутствующего на слушаниях адвоката "Газпрома" Мэтью Ботики, просившего Мизамора точно сообщить, сколько из 100 тысяч работников ЮКОСа работают сейчас на американской территории.

Одним из главных вопросов проходящего в Хьюстоне судебного заседания является необходимость установить, распространяется ли юрисдикция американского суда по банкротству на российскую компанию, главные активы которой находятся в России.

Ведущая заседание судья Летиция Кларк должна получить исчерпывающие доказательства наличия активов ЮКОСа и ведущейся им деятельности на американской территории и, в частности, в штате Техас.

Мизамор проживает с семьей в Техасе с 1991 года и в настоящее время продолжает осуществлять свою деятельность в качестве главного финансиста ЮКОСа из Хьюстона.

В своей заявке, поданной им 14 декабря в хьюстонский суд, он привел целый ряд дополнительных фактов, которые, по его мнению, дают достаточно оснований для того, чтобы судья Кларк подтвердила юрисдикцию суда в Хьюстоне на дело ЮКОСа.

Отвечая в четверг на вопрос адвоката "Газпрома" о местонахождении активов ЮКОСа, Мизамор был вынужден также признать, что "в основном все они" находятся в России.

Deutsche Bank выступил против Госдепа США в деле ЮКОСа

Дело о банкротстве ЮКОСа в США будет крайне непростым - пока это единственный вывод суда по итогам первого заседания. В дело уже стремятся вмешаться стороны, представляющие разные интересы. Так, Госдеп США заявил, что ЮКОС имеет право в интересах компании прибегнуть к любым юридическим процедурам. А консультант "Газпрома" Deutche Bank, по некоторым данным, наоборот, опротестовал заявку ЮКОСа о банкротстве.

РИА "Новости" со ссылкой на анонимного юриста, присутствовавшего на слушании, утверждает, что адвокат Хью Рэй, представляющий интересы немецкого Deutsche Bank, официально опротестовал заявку ЮКОСа о банкротстве. Рэй утверждает, что банк уже находится в процессе выделения кредита "Газпрому" для участия в аукционе по покупке "Юганскнефтегаза", и поэтому приостановка аукциона ударит по интересам банка. А именно ради того, чтобы отложить аукцион по "Юганску", ЮКОС и подал иск в США.

Между тем, по данным ЮКОСа, Deutsche Bank не подавал официального протеста в американский суд на заявление компании о реорганизации по американскому законодательству о банкротстве, сообщила РИА "Новости" представитель ЮКОСа в Лондоне Клэр Дэвидсон.

"Я не могу 100-процентно говорить за Deutsche Bank, но по информации, которая поступила к нам в офис сегодня днем, Deutsche Bank не подавал никакого официального протеста в американский суд по делам банкротства южного округа штата Техас", - сказала она.

В то же время, по словам Дэвидсон, представители Deutsche Bank сейчас находятся в зале суда в Хьюстоне и принимают участие в заседании.

В лондонском филиале Deutsche Bank не стали как-либо комментировать высказывания представителя ЮКОСа.

"Мы сейчас не комментируем данную ситуацию", - сказала РИА "Новости" представитель пресс-службы лондонского отделения банка.

Представитель Госдепа США Ричард Баучер заявил, что "менеджмент ЮКОСа вправе воспользоваться любыми юридическими средствами, которые, по его мнению, лучше всего отвечают интересам компании и ее акционеров". Напомнив, что администрация Джорджа Буша "уже выражала свою обеспокоенность в отношении дела ЮКОСа и его последствий для российской экономики и репутации России в качестве площадки для ведения бизнеса", представитель Госдепартамента сообщил, что по всем вопросам о банкротстве ЮКОСа следует обращаться в Хьюстонский суд.

В среду вечером судья окружного суда по банкротству в Хьюстоне Летиция Кларк завершила ознакомление с заявкой о банкротстве ЮКОСа и назначила на утро четверга, 16 декабря, начало слушаний по вопросу о "временном приостановлении" всех операций по активам компании, включая аукцион по продаже "Юганскнефтегаза".

"Наше руководство пришло к выводу, что у нас нет никаких шансов добиться справедливости в российской судебной системе или от российского правительства без решения, которое позволит нам сохранить ядро компании и реорганизовать свои дела", - цитирует The Financial Times заявление финансового директора ЮКОСа Брюса Мизамора.

Расклады и перспективы

Ни чиновники, ни "Газпром", считающийся главным претендентом на "Юганскнефтегаз", не восприняли иск ЮКОСа всерьез. Зато банки, собравшиеся одолжить "Газпрому" 10 млрд долларов на покупку главной добывающей "дочки" ЮКОСа, занервничали, отмечают "Ведомости".

"Мы действуем в соответствии с российским законодательством и намерены, выполняя решение "Газпрома", участвовать в аукционе", - заявил "Ведомостям" представитель "Газпромнефти" Александр Степаненко, добавив, что "все риски просчитаны".

"Коммерсант" считает, что, скорее всего, американский суд примет доводы ЮКОСа и вынесет запрет на проведение аукциона по продаже акций "Юганскнефтегаза". Однако ЮКОСу это решение не сильно поможет.

Действительно, в соответствии с ч. 11 ст. 11 кодекса о банкротстве США, на которую ссылается ЮКОС, защита, которую он просит от американского суда, предусматривает введение моратория на исполнение обязательств по долгам компании, а также приостановление исполнительного производства по взысканию долгов по вступившим в законную силу решениям судов. Мораторий действует на период реорганизации, план которой разрабатывается менеджментом компании и представляется в суд для одобрения.

Однако на практике эта процедура будет распространяться лишь на имущество компании, которое находится в штате Техас (хьюстонский офис ЮКОСа, приемная финансового директора компании Брюса Мизамора и пр.). В период моратория на него никто не сможет обратить взыскание по долгам ЮКОСа. Однако в отношении имущества компании, находящегося на территории России (и в частности, бумаг "Юганскнефтегаза"), мораторий действовать не будет. Дело в том, что в России решение любого американского государственного суда не имеет юридической силы, поскольку между Россией и США нет двустороннего соглашения о взаимном признании судебных актов.

В то же время, если ЮКОСу удастся доказать, что российские чиновники нарушили определение американского суда и осуществили продажу "Юганскнефтегаза" незаконно, их можно будет привлечь к уголовной ответственности на территории США. Таким образом, после аукциона невъездным в США наверняка станет Юрий Петров, и.о. председателя Российского фонда федерального имущества, который проведет торги.

К такой же ответственности могут быть привлечены и руководители компаний, которые приобретут имущество ЮКОСа на незаконном с точки зрения американского суда аукционе. Если его выиграет входящее в "Газпром" ООО "Газпромнефть", то от поездок в США, возможно, будут вынуждены отказаться Алексей Миллер (председатель правления "Газпрома") и Сергей Богданчиков (генеральный директор "Газпромнефти"). ЮКОС также может оспорить сделку по продаже имущества, если его покупателем окажется американский резидент или если это имущество окажется на территории США. Таким имуществом может cчитаться и нефть, добытая "Юганскнефтегазом".

С другой стороны, юристы, опрошенные "Ведомостями", не верят, что суд поддержит ЮКОС. "Мне сложно представить, что американский суд может запретить проводить аукцион, - говорит партнер Marks & Sokolov Сергей Соколов. - Но даже если это произойдет, у нас нет с Америкой договора о взаимном признании судебных решений, поэтому их вердикт необязателен для исполнения российской стороной". "Думаю, что и "ЮКОС" прекрасно понимает, что аукцион все равно состоится, - рассуждает сотрудник "Газпрома". - Просто им нужен дополнительный аргумент, чтобы потом оспаривать итоги конкурса".

С тем, что новый суд не поможет ЮКОСу, вполне согласна и американская The Wall Street Journal. В пространном комментарии по делу Ходорковского, перевод которого публикует Inopressa, американская газета отмечает, что "Генеральная прокуратура и суды (в России) являются просто продолжением политической воли Кремля и остаются удобным инструментом запугивания критиков государства. Одна из судей уже отстранена от налогового дела, связанного с ЮКОСом, поскольку она не сумела провести процесс так, как рассчитывали ее политические начальники".