"Наша позиция в отношении Турции ясна: мы не ищем половинчатого решения", - заявил глава исполнительного органа ЕС на пресс-конференции перед саммитом. Он призвал Анкару ясно заявить о юридическом признании Республики Кипр, которая с 1 мая является членом
Архив NEWSru.ru
"Наша позиция в отношении Турции ясна: мы не ищем половинчатого решения", - заявил глава исполнительного органа ЕС на пресс-конференции перед саммитом. Он призвал Анкару ясно заявить о юридическом признании Республики Кипр, которая с 1 мая является членом
 
 
 
"Наша позиция в отношении Турции ясна: мы не ищем половинчатого решения", - заявил глава исполнительного органа ЕС на пресс-конференции перед саммитом. Он призвал Анкару ясно заявить о юридическом признании Республики Кипр, которая с 1 мая является членом
Архив NEWSru.ru

Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Дуран Баррозу призвал глав государств и правительств стран Евросоюза, которые собираются в Брюсселе на очередной саммит, открыть Турции ясную перспективу вступления в ЕС, а не придумывать для нее половинчатое решение.

"Наша позиция в отношении Турции ясна: мы не ищем половинчатого решения", - заявил глава исполнительного органа ЕС на пресс-конференции перед саммитом. Он призвал Анкару ясно заявить о юридическом признании Республики Кипр, которая с 1 мая является членом ЕС. Он напомнил, что руководители Кипра будут сидеть за одним столом наравне с коллегами из остальных 24 стран ЕС, когда будет обсуждаться вопрос о начале переговоров с Анкарой.

Комментируя требование армянского населения ЕС о признании турками геноцида армян начала прошлого века, глава Еврокомиссии сказал, что этот вопрос "должен стать предметом откровенного, честного и сложного диалога" между Европой и Турцией. Однако Брюссель не ставит это признание предварительным условием начала переговоров о вступлении Турции в ЕС.

Баррозу подчеркнул, что для Турции борьба за членство в ЕС - это не только дипломатическая задача. "Турция стоит перед вызовом завоевать души и сердца европейцев, потому что действительно в ряде наших стран общественное мнение очень сдержанно (относится к возможности ее приема в ЕС - прим. ред. NEWSru.ru)", - сказал он, пообещав от имени европейских лидеров содействовать Анкаре в этой борьбе за общественное мнение.

Глава Еврокомиссии высказался за то, чтобы в договор о вступлении Турции в ЕС были включены оговорки и ограничительные положения. Это необходимо, по его словам, в связи с опасениями некоторых стран ЕС. Но при этом Еврокомиссия постарается "не слишком расширять поле" для таких исключений. Баррозу не уточнил, в каких именно сферах будут применены подобные меры, но больше всего в связи с этим обсуждается ограничение на свободное передвижение рабочей силы.

Среди европейских лидеров одним из наиболее влиятельных сторонников вступления Турции в ЕС является президент Франции Жак Ширак. В среду 15 декабря, выступая по телеканалу TF1, он постарался объяснить критически настроенной французской общественности причины, по которым он говорит: "Да, если..." вступлению Турции в Европейский союз.

Глава французского государства попытался донести до публики свое убеждение в том, что принятие Турции в ЕС полностью отвечает интересам Европы и Франции, пишет влиятельная французская газета Le Monde.

Будучи лично сторонником принятия Турции, Жак Ширак столкнулся с враждебным отношением к этой перспективе, в том числе внутри правительства. Позиция главы государства создает "несомненные трудности", заявил председатель UMP (партии президентского большинства. - Прим. ред.) Николя Саркози.

"Вопрос, который нужно себе задать, состоит в следующем: заинтересована ли Европа, и в частности Франция, в том, чтобы Турция к ней присоединилась? Мой ответ: да, если", - заявил глава государства. "Да, если Турция выполнит все требования, предъявляемые любому кандидату на членство в нашем союзе", - добавил он.

В оправдание своей позиции Жак Ширак сказал о "мире и стабильности", "укреплении демократии", "экономическом и социальном развитии". Решение отказать Турции может создать угрозу "нестабильности, возникновения опасной ситуации вблизи наших границ".

Впрочем, заметил он, Турция, которая предприняла "значительные усилия" по сближению с ЕС, "сделала далеко не все", чтобы соответствовать европейским правилам и ценностям.

Жак Ширак подчеркнул, что переговоры о вступлении Турции будут идти долго ("десять, пятнадцать, двадцать лет") и что каждый из 25 членов ЕС будет иметь право в любой момент "все остановить".

Не упомянув прямо о признании геноцида армян как об условии вступления, он потребовал от Турции сделать "значительное усилие в плане исторической памяти". Во Франции, отметил он, такое признание - "это закон". В апреле этого года он заявил, что речь идет о вопросе "двусторонних отношений" между Турцией и Арменией.

Это очень болезненный вопрос для Франции, где проживает армянская община численностью в 300-400 тысяч человек. К "драме", которую она пережила, "необходимо относиться с уважением", сказал глава государства.

Президент Франции отверг формулировку тесного партнерства между ЕС и Турцией, за которую выступают многие политические деятели Франции. Турки "никогда не согласятся" ограничиться таким решением после "столь серьезных усилий", предпринятых ими в направлении вхождения в ЕС.

Отвечая тем, кто опасается присоединения к "европейской семье" мусульманской страны с 70-миллионным населением, Жак Ширак напомнил, что с 1923 года Турция является "светской страной", и предостерег против "войны религий, цивилизаций, культур".

В оправдание своего желания видеть Турцию будущим членом ЕС Жак Ширак сослался и на историко-географические соображения. Турции всегда приходилось "выбирать между Азией и Европой", сказал он. "Наш интерес состоит в том, чтобы она тяготела к Европе" с ее ценностями, "а не к Азии", что могло бы "породить нестабильность и угрозу для Европы".

Президент Франции повторил, что в любом случае по окончании переговоров "последнее слово" останется за французским народом, и подтвердил, что в конституцию страны будет внесено положение об обязательном проведении референдума по данному вопросу.

Справка:

Турция подала заявку на вступление в ЕС 1963 году, а в 1999 была признана официальным кандидатом.

Турция, благодаря либеральным демократическим реформам последних лет, приблизилась к этим "копенгагенским критериям", необходимым для членства в ЕС, настолько, что с ней почти обязаны хотя бы начать переговоры о вступлении. Конечно, переговоры могут продолжаться еще несколько лет, и исход не гарантирован. Но сам факт их начала - это эмоциональный перелом.

В среду Европарламент большинством голосов (407 - за, 262 - против) высказался за начало переговоров, сопроводив их условиями дальнейшей демократизации страны. Но, во-первых, Европарламент в таких делах имеет лишь совещательный голос, а решают главы государств и правительств, во-вторых, не все европейцы одинаково хотят видеть Турцию в Евросоюзе.