Между тем самая интересная часть речи касается Югославии. Экстренная встреча в Москве стала первым коммунистическим саммитом, который посетил лидер Югославии Иосип Броз Тито после того, как в 1949 году он разорвал прежние отношения со сталинским СССР
Архив NEWSru.ru
Между тем самая интересная часть речи касается Югославии. Экстренная встреча в Москве стала первым коммунистическим саммитом, который посетил лидер Югославии Иосип Броз Тито после того, как в 1949 году он разорвал прежние отношения со сталинским СССР В докладе Кадара о радикальном настрое Тито упоминается несколько раз (и этому докладу можно верить, учитывая хорошее отношение Кадара к Тито). Тито предложил черновой вариант коммюнике, в котором Израиль был назван агрессором
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Между тем самая интересная часть речи касается Югославии. Экстренная встреча в Москве стала первым коммунистическим саммитом, который посетил лидер Югославии Иосип Броз Тито после того, как в 1949 году он разорвал прежние отношения со сталинским СССР
Архив NEWSru.ru
 
 
 
В докладе Кадара о радикальном настрое Тито упоминается несколько раз (и этому докладу можно верить, учитывая хорошее отношение Кадара к Тито). Тито предложил черновой вариант коммюнике, в котором Израиль был назван агрессором
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Обнаруженный документ выявил радикальную антиизраильскую позицию Тито, что должно удивить многих израильтян, которые с восхищением относятся к этому герою антифашистского югославского партизанского движения
Архив NEWSru.ru

Профессор Андрас Ковач, директор программы еврейских исследований Центрального европейского университета в Будапеште, обнаружил в архивах Венгерской социалистической рабочей партии (ВСРП) интересный источник и опубликовал его.

Это стенографическая запись доклада, который первый секретарь ВСРП Янош Кадар зачитал членам Политбюро своей партии. В докладе Кадар рассказывает о встрече лидеров коммунистических партий, которая была поспешно организована в Москве 9 июня 1967 года для оценки ситуации в связи с Шестидневной войной, пишет газета Jerusalem Post (перевод на сайте Inopressa.ru).

Из доклада Кадара видно, что победа Израиля вызвала смятение в советском блоке. Вновь и вновь Кадар говорит о чудовищности того факта, что арабы потерпели поражение, и о том, что для советского блока это унизительно.

Кадар говорит, что многие вещи приходится скрывать, например тот факт, что 90% военнослужащих арабской армии неграмотны. Из этого следует, что им трудно пользоваться сложной советской военной техникой. Напротив, армия Израиля "имеет более квалифицированный и подготовленный состав".

Между тем самая интересная часть речи касается Югославии. Экстренная встреча в Москве стала первым коммунистическим саммитом, который посетил лидер Югославии Иосип Броз Тито после того, как в 1949 году он разорвал прежние отношения со сталинским СССР, отмечает израильское издание.

Кадар говорит о важности того, что Тито посетил встречу в Москве. Документ выявляет два ранее неизвестных факта из биографии бывшего лидера Югославии. Тито поддерживал тесные связи с президентом Египта Насером, так как Югославия и Египет, вместе с Индией и Индонезией, стали инициаторами создания Движения неприсоединения и входили в это движение. Югославский лидер оказал более значительную поддержку президенту Египта Насеру, чем Советы.

Так, Кадар несколько раз упоминает, что Насер не консультировался с Советским Союзом по поводу своего решения закрыть для израильских судов залив Акаба в Красном море, а также убрать войска ООН с Синая. Это важное доказательство того, что Советский Союз не был очень сильно вовлечен в процесс принятия решений Египтом. В то же время Кадар свидетельствует: "Товарищ Тито сообщает, что они консультировались с ним, и что он поддержал эти меры".

Кадар говорит, что это можно понять, так как Югославия "имеет близкие и тесные отношения с Египтом, и эти отношения являются более долгими, чем отношения между Египтом и Советским Союзом".

Кадар также говорит о том, что Тито без колебаний согласился на отправку в Египет самолетов с оружием, подчеркивает газета.

Эти факты выставляют отношение Тито к Ближнему Востоку и его долю ответственности за Шестидневную войну в совершенно новом свете.

Запад считал Тито ответственным и независимым лидером, а оказалось, что Тито оказывал арабам еще большую поддержку, чем Советы. Все могло бы сложиться совсем по-другому, если бы Тито попытался отговорить Насера закрывать залив Красного моря для израильских судов.

В докладе Кадара о радикальном настрое Тито упоминается несколько раз (и этому докладу можно верить, учитывая хорошее отношение Кадара к Тито). Тито предложил черновой вариант коммюнике, в котором Израиль был назван агрессором.

Многие другие делегаты не одобрили такой термин, и Кадар сообщает о той дискуссии, которая возникла среди участников встречи по поводу содержания коммюнике. Некоторые предлагали также осудить "американский и британский империализм". Румыния выступила против того, чтобы Израиль называли агрессором, в то время как Тито заявил: пока слова об агрессии Израиля не включат в коммюнике, "я не смогу уехать домой, так как мы сказали всей Югославии о том, кто является агрессором".

Текст речи Кадара уникален по своей откровенности, и он дает хорошее представление о работе советского блока во время арабо-израильского кризиса. В советском блоке не было единой позиции, присутствовали разногласия, приходит к выводу Jerusalem Post.

Румыния заняла независимую позицию по отношению к Израилю, и румынская делегация открыто выразила свое несогласие с Брежневым. В то время как все коммунистические страны – в авангарде которых вновь оказалась Югославия – разорвали дипломатические отношения с Израилем, Румыния, которой руководил Чаушеску, заняла независимую позицию и не последовала примеру Советского Союза и других соцстран.

Обнаруженный документ выявил радикальную антиизраильскую позицию Тито, что должно удивить многих израильтян, которые с восхищением относятся к этому герою антифашистского югославского партизанского движения.

Из-за героического прошлого Тито в годы Второй мировой многие израильтяне были готовы не придавать значения тому альянсу, который был у Тито с Насером.

Но Насер консультировался именно с Тито, а не с Советами по поводу тех шагов, которые привели к войне 1967 года, и именно Тито поддержал агрессию Насера, резюмирует израильское СМИ.