Россия будет рада передать Польше все вещественные доказательства по делу о крушении под Смоленском правительственного Ту-154
Reuters
Россия будет рада передать Польше все вещественные доказательства по делу о крушении под Смоленском правительственного Ту-154 На российской стороне лежит большая ответственность - установить все причины и обстоятельства трагедии, потому торопить с расследованием не надо
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Россия будет рада передать Польше все вещественные доказательства по делу о крушении под Смоленском правительственного Ту-154
Reuters
 
 
 
На российской стороне лежит большая ответственность - установить все причины и обстоятельства трагедии, потому торопить с расследованием не надо
Reuters
 
 
 
Окончательные же выводы о присутствии на борту номер 1 взрывчатки можно будет сделать лишь после детального обследования обломков самолета
Reuters

Россия будет рада передать Польше все вещественные доказательства по делу о крушении под Смоленском правительственного Ту-154, на борту которого 10 апреля 2010 года погибли президент Лех Качиньский, правительственная делегация и весь экипаж. Вот только на российской стороне лежит большая ответственность - установить все причины и обстоятельства трагедии, потому торопить с расследованием не надо. Об этом в понедельник заявил министр иностранных дел Сергей Лавров.

"Искусственных сроков в этом деле быть не может. Расследование должно быть завершено прежде, чем вещественные доказательства будут переданы. Это наше законодательство, и мы его изменить не можем", - заявил глава МИДа по итогам переговоров с польским коллегой Радославом Сикорским.

Лавров при этом заверил польского министра в том, что Россия и сама "хочет сделать как можно быстрее всю ту работу, которая уже проделала огромный путь и которая близка к завершению", и "передать Польше принадлежащую ей собственность - обломки борта номер 1". "Мы будем стремиться это сделать в самые кратчайшие сроки, и не потому, что нас об этом попросит Евросоюз или США, а просто потому, что мы понимаем всю глубину этой трагедии для польского народа. И мы именно поэтому осознаем свою колоссальную ответственность за то, чтобы во всех следственных действиях не было ни одного незакрытого вопроса", - сказал Лавров.

Со сроками поляки поторапливают не в последнюю очередь из-за "тротилового скандала", едва не приведшего к политическому кризису в Польше и к международному скандалу. В конце октября, напомним, газета Rzeczpospolita опубликовала статью, в которой со ссылкой на анонимные источники заявила, что на обломках Ту-154 был найден тротил. Версию о теракте, как известно, ранее отвергали и российские, и польские следователи, так что информация была более чем провокационной. Вслед за огромным резонансом, созданным этим материалом, Ярослав Качиньский даже потребовал отставки правительства Дональда Туска.

Польская прокуратура через некоторое время поспешила опровергнуть заявления газеты, издание выпустило извинения, а автор материала и главный редактор Rzeczpospolita были уволены. В обществе же заговорили о том, что власти знали о готовящемся материале, но намеренно "слили" информацию прессе, чтобы спровоцировать Качиньского и дискредитировать его партию.

Польша пугает "тенью" в отношениях

В начале декабря дело получило неожиданное продолжение: польская прокуратура призналась, что первичные тесты и правда показали наличие на обломках вещества, похожего на тротил. Окончательные же выводы о присутствии на борту номер 1 взрывчатки можно будет сделать лишь после детального обследования обломков самолета.

"В сентябре были переданы Варшаве очередные пять томов материалов по запросам польских экспертов... Обсудили также вопросы сооружения памятника на месте катастрофы", - указал глава МИДа на доказательства дружественного настроя России в понедельник.

Поляки как будто оценили, но все равно не вполне довольны. "Затягивание с передачей обломков ляжет тенью на наши двухсторонние отношения", - заявил Сикорский в ответ на речь Лаврова. Он отметил, что обломки Ту-154 - польская собственность, и пока они не вернутся на родную землю, "все это будет ложиться тенью" на двусторонние отношения.