Во второй день саммита ЕС в Брюсселе главы стран-членов Евросоюза обсуждают перспективный рамочный бюджет ЕС на 2007-2013 годы. И пока прогнозы о кризисном характере развития переговоров по вопросам перспективного бюджета подтверждаются
AP Photo
Во второй день саммита ЕС в Брюсселе главы стран-членов Евросоюза обсуждают перспективный рамочный бюджет ЕС на 2007-2013 годы. И пока прогнозы о кризисном характере развития переговоров по вопросам перспективного бюджета подтверждаются Как заявил официальный представитель президента Жака Ширака, предложенные компромиссным планом сокращения компенсационных выплат Великобритании "являются недостаточными"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Во второй день саммита ЕС в Брюсселе главы стран-членов Евросоюза обсуждают перспективный рамочный бюджет ЕС на 2007-2013 годы. И пока прогнозы о кризисном характере развития переговоров по вопросам перспективного бюджета подтверждаются
AP Photo
 
 
 
Как заявил официальный представитель президента Жака Ширака, предложенные компромиссным планом сокращения компенсационных выплат Великобритании "являются недостаточными"
AP Photo
 
 
 
Тони Блэр оказался на одном из самых трудных дипломатических обедов в истории ЕС, где лидеры 25 государств сцепились на фоне ожесточенного конфликта из-за будущих расходов блока
AP Photo

Во второй день саммита ЕС в Брюсселе главы стран-членов Евросоюза обсуждают перспективный рамочный бюджет ЕС на 2007-2013 годы. И пока прогнозы о кризисном характере развития переговоров по вопросам перспективного бюджета подтверждаются - утреннее заседание завершилось без достижения существенного прогресса и на час раньше установленного срока. После небольшого перерыва, главы государств и правительств ЕС возобновили дискуссии в формате рабочего обеда.

Как сообщают информированные источники, представленный председателем саммита премьер-министром Люксембурга Жан-Клодом Юнкером компромиссный план пока не достиг свой цели. "Прогресса нет", - заявил журналистам на условиях анонимности один из участников консультаций.

На саммите выявились резкие концептуальные расхождения между несколькими группами стран. Особенно отчетливо они проявляются в позициях Франции, Великобритании и Нидерландов. Франция добивается сокращения компенсационных выплат из бюджета ЕС Великобритании, а Лондон настаивает на пересмотре расходной части бюджета и в первую очередь общей аграрной политики ЕС. Париж получает самые крупные компенсации по линии этой программы.

Как заявил официальный представитель президента Жака Ширака, предложенные компромиссным планом сокращения компенсационных выплат Великобритании "являются недостаточными". Хотя он признал, что последние предложения председателя саммита Жан-Клода Юнкера "могут составить основу" для финального соглашения. В свою очередь, официальный представитель британского премьера Тони Блэра заявил, что компенсация Великобритании и ее размер "полностью оправданы".

"Переговоры идут очень, очень сложно", - подчеркнул принимающий участие в работе встречи глава фракции социалистов Европарламента Мартин Шульц. Он заявил, что не является "оптимистом" относительно позитивного исхода дискуссий по перспективному бюджету из-за "жесткости" подходов Парижа, Лондона и Гааги.

Сейчас, как отмечают в кулуарах саммита, все зависит от его председателя и одного из наиболее опытных европейских руководителей - люксембургского премьера Жан-Клода Юнкера. Только он своим решением может прекратить нынешние поиски компромисса по бюджету и досрочно завершить саммит, либо продлить его работу на неопределенное время с тем, чтобы попытаться убедить лидеров в необходимости добиться позитивного результата, сообщает ИТАР-ТАСС.

За несколько минут до начала заседания премьер-министр Швеции Йоран Перссон заявил, что "настроен пессимистически" относительно шансов принятия бюджета на нынешней встрече в верхах. Он высказался за перенос этого вопроса на год с тем, чтобы "дать дополнительное время для переговоров".

Как "одну из самых сложных встреч в верхах" в истории назвал нынешний саммит участвовавший в выработке компромиссного предложения по бюджету министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн. Тем не менее, деловая атмосфера первого дня работы саммита, считают здесь, создает определенную основу для выработки решения, которое не усилит кризис внутри ЕС, добавив в него еще и бюджетно-экономическую составляющую.

Напомним, что в первый день работы саммита в четверг лидеры Евросоюза приняли решение относительно конституционного кризиса ЕС, которое основывается на двух принципах: продолжении процесса принятия Конституции ЕС при одновременном взятии паузы "на размышление". Лидеры ЕС были вынуждены признать, что первоначальный график принятия Конституции не будет выдержан, и установленный ранее крайний срок для ее одобрения будет перенесен с 1 ноября 2006 года на более позднее время.

Непосредственным следствием такого решения стал немедленный перенос на неопределенный срок планировавшихся референдумов в Дании и Ирландии. Одновременно появилась информация, что в середине будущего года на летнем саммите Евросоюза под председательством Австрии будет принято решение о том, что делать с Конституцией ЕС после "паузы".

Вывод принимающих участие в работе саммита независимых экспертов сводится к тому, что лидеры не отказались от перспективы принятия нынешней Конституции ЕС, однако заморозили на неопределенное время процесс ее одобрения 13-ю государствами, которые еще не высказались по данному документу. В выработанном подходе к Конституции ЕС, который был назван главой Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу "планом Д", отсутствует ряд ключевых элементов. Они должны быть уточнены и конкретизированы в ближайшие месяцы.

Independent: Блэр оказался в изоляции из-за британских выплат в ЕС

Тони Блэр оказался на одном из самых трудных дипломатических обедов в истории ЕС, где лидеры 25 государств сцепились на фоне ожесточенного конфликта из-за будущих расходов блока. Блэр, сидевший за одним столом со своим злейшим врагом в бюджетной войне - президентом Франции Жаком Шираком, - пришел на вчерашний обед, состоявший из четырех блюд, полный решимости отстоять уменьшение платежей Британии в ЕС, которые составляют 4,6 млрд евро в год, против чего выступают остальные 24 страны, пишет издание Independent (перевод на сайте Inopressa.ru).

Сегодняшний тупик бросит тень на президентство Блэра в ЕС, которое начнется через две недели, и поставит под сомнение возможность провести ключевые реформы в ближайшие полгода. Но пресс-секретарь Блэра категорически отверг необходимость быстрого соглашения: "Нам не нужно соглашение на нынешнем саммите". А министр иностранных дел Джек Стро отверг предложение заморозить вопрос о выплатах до 2013 года, а затем увязать его с реформой сельскохозяйственных расходов как "неприемлемое для нас". Он заявил: "Уменьшение выплат более чем оправданно, и при необходимости мы воспользуемся правом вето".

Франция и Германия настроены против Блэра, и перед приездом в Брюссель канцлер Германии Герхард Шредер заявил, что уменьшению британских выплат "нет никакого оправдания". Но хорошей новостью для Блэра стало высказывание лидера немецкой оппозиции Ангелы Меркель, которая заявила, что Шредер напрасно давит на Британию, заставляя ее отказаться от уменьшения выплат в ЕС, не оказывая одновременно давление на Францию с тем, чтобы та сократила свои сельскохозяйственные субсидии.

Люксембург предлагает заморозить взнос Британии на уровне 4,6 млрд евро, не увеличивая его на протяжении периода финансирования примерно до 7 млрд, что означало бы убытки в размере 14 млрд евро за семь лет. Британия утверждает, что в отсутствие защиты от инфляции и других последствий новых предложений она потеряет 25 млрд евро.

Ожидается, что Британия предложит отказаться от взносов 10 новых стран, вступивших в ЕС в прошлом году. Это составит примерно 3,5 млрд евро за семь лет, но не устроит Францию. Возможно также, что Британия согласится заморозить выплаты, что в действительности будет означать их уменьшение, так как инфляция растет, отмечает Independent.

Британские выплаты

Уменьшения взносов Британии в Европейский союз добилась в 1984 году Маргарет Тэтчер. Президент Франции Жак Ширак хочет, чтобы платежи поэтапно увеличивались или хотя бы оставались на уровне 4,6 млрд евро до 2013 года. С этим согласны другие страны ЕС.

Единая сельскохозяйственная политика

Сельскохозяйственные субсидии съедают 45% бюджета ЕС. Единая сельскохозяйственная политика приносит наибольшую выгоду фермерам Франции, и эта страна выступает против сокращений, предлагаемых Тони Блэром. Блэра поддерживают Швеция, Нидерланды и Финляндия. Ширака - большинство других членов ЕС.

Бюджет

ЕС тратит около 1 млрд евро в год, или 1,1% суммарного ВВП его членов. Еврокомиссия хочет увеличить этот показатель до 1,26% в бюджете 2007-2013 годов. Наблюдатели полагают, что это вряд ли ей удастся.