Хавьер Солана обвинил Евросоюз в узости взглядов и кризисе бесплодия
НТВ
Хавьер Солана обвинил Евросоюз в узости взглядов и кризисе бесплодия Солана поддержал усилия канцлера ФРГ Ангелы Меркель, которая на посту действующего председателя Совета ЕС ведет активную работу по возобновлению переговоров о преобразовании и принятии проекта Конституции
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Хавьер Солана обвинил Евросоюз в узости взглядов и кризисе бесплодия
НТВ
 
 
 
Солана поддержал усилия канцлера ФРГ Ангелы Меркель, которая на посту действующего председателя Совета ЕС ведет активную работу по возобновлению переговоров о преобразовании и принятии проекта Конституции
Вести
 
 
 
Также он предполагает изменение системы принятия решений в Совете Евросоюза - отказ от принципа полного компромисса - единогласного одобрения странами членами резолюций Совета, и переход к принципу квалифицированного большинства
НТВ

Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана заявил в четверг в германском городе Аахене на вручении ему престижной европейской награды - Премии Карла Великого, что Евросоюз неэффективно реагирует на новые вызовы. Премия, из-за вручения которой Солана не успел прибыть в Самару на саммит "Россия-ЕС", присуждается городским советом Аахена за выдающиеся заслуги в деле европейской интеграции, строительства европейской цивилизации и воплощении в жизнь мечты о единой Европе, сообщает ИТАР-ТАСС.

"Я вынужден с огорчением констатировать, что Евросоюз реагирует на новые вызовы с парализующей узостью взглядов", - заявил он. Комментируя ситуацию вокруг провала Конституции, он назвал ее "кризисом бесплодия" Евросоюза и призвал до конца этого года реанимировать этот документ, "который позволит вернуть сообществу способность действовать эффективно".

Солана поддержал усилия канцлера ФРГ Ангелы Меркель, которая на посту действующего председателя Совета ЕС ведет активную работу по возобновлению переговоров о преобразовании и принятии проекта Конституции. По плану ФРГ этот документ должен сохранить свою суть, однако, скорее всего, в новой редакции утратит название "Конституция" и превратится в очередной базовый договор ЕС, подписание которого не требует одобрения на референдумах во всех странах-членах. Напомним, что в этом Меркель поддерживает и новый президент Франции Николя Саркози.

Этот договор предусматривает глубокую реформу системы управления ЕС. В частности, он предполагает введение фиксированного поста президента Европейского совета и упразднение нынешней системы ротационного председательства в Совете стран ЕС, которые меняются раз в полгода.

Также он предполагает изменение системы принятия решений в Совете Евросоюза - отказ от принципа полного компромисса - единогласного одобрения странами членами резолюций Совета, и переход к принципу квалифицированного большинства. Эта реформа позволила бы ЕС принимать важнейшие решения, не спотыкаясь на годы о возражения отдельных стран-членов, преследующих свои национальные интересы. Примером такой ситуации является вето, которое Польша в одностороннем порядке наложила на начало переговоров с Россией о новом базовом соглашении о партнерстве.

Наконец новый договор предусматривает ограничение количества членов коллегии Еврокомиссии (еврокомиссаров) и создание принципиально нового института - министерства иностранных дел ЕС, первым руководителем которого должен был стать сам Хавьер Солана.

Напомним, что с нынешним проектом, продвигаемым Ангелой Меркель, не совсем согласен президент Польши Лех Качиньский. Качиньский отверг систему голосования двойным большинством, предусмотренную конституционным соглашением для принятия всеобщих решений. Он заявляет, что нынешний проект и предложенная в нем система голосования выгодна прежде всего Германии. Больше всего от нее пострадает Польша, в то время как нынешняя система стране как раз очень выгодна.

Что касается планов по созданию должности министра внутренних дел ЕС, то и здесь, по словам Качиньского, проект Конституции заходит слишком далеко. Внешняя политика ЕС уже стала реальностью. Такая реальность поднимает ряд вопросов: какие страны определяют эту общую политику? Не является ли эта сфера той областью, где действуют только два-три наиболее сильных государства Союза? - спрашивает Лех Качиньский.

Напомним также, что процесс принятия Конституции ЕС приостановился в 2005 году, после того как граждане Франции и Нидерландов отвергли эту идею на референдумах. Это знаменовало собой окончание периода амбиций для ЕС, когда была принята общая валюта и блок расширился, приняв в свой состав 10 новых стран.

Среди причин, почему французы проголосовали против, местные аналитики называют недовольство нынешней социально-экономической политикой. К тому же французское "нет" во многом стало реакцией на поспешное расширение ЕС за счет стран Восточной Европы и Прибалтики. По мнению аналитиков, голландцы проголосовали против конституции ЕС из иррациональных соображений: отвращение к предписаниям из Брюсселя, недовольство политическим истэблишментом.