В ожидании назначения премьером Тимошенко украинские олигархи объявили войну российским конкурентам
RTV International
В ожидании назначения премьером Тимошенко украинские олигархи объявили войну российским конкурентам В украинской банковской сфере грядут серьезные перемены, которые ударят по интересам отдельных бизнес-групп, свидетельствует сделанное на днях заявление рейтингового агентства Standard & Poor’s
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В ожидании назначения премьером Тимошенко украинские олигархи объявили войну российским конкурентам
RTV International
 
 
 
В украинской банковской сфере грядут серьезные перемены, которые ударят по интересам отдельных бизнес-групп, свидетельствует сделанное на днях заявление рейтингового агентства Standard & Poor’s
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Две недели назад миноритарные акционеры Никопольского завода феррославов (НЗФ) подали в Окружной суд Массачусетса (США) иск против бывшего владельца НЗФ Виктора Пинчука
Архив NEWSru.ru

В украинской банковской сфере грядут серьезные перемены, которые ударят по интересам отдельных бизнес-групп, свидетельствует сделанное на днях заявление рейтингового агентства Standard & Poor’s. Оно сообщило, что сразу на несколько пунктов повысит рейтинги Укрсоцбанка в случае завершения сделки по продаже его контрольного пакета итальянскому банку Banca Intesa SpA, одному из наиболее динамично развивающихся в Европе. Сразу после сообщения об удачном проведении предварительных переговоров с Banca Intesa SpA миноритарные акционеры Укрсоцбанка начали многочисленные тяжбы в украинских судах первой инстанции, призванные если не сорвать, то осложнить сделку.

Кроме того, в отношениях украинских и российских олигархов разгорается скандал. Один из самых богатых украинцев - лидер бизнес-группы "Приват" Игорь Коломойский - объявил войну российским бизнесменам Виктору Вексельбергу ("Ренова") и Александру Абрамову ("Евразхолдинг"). Структуры, близкие к "Привату", обвиняют россиян в незаконной поддержке украинского бизнесмена Виктора Пинчука ("Интерпайп"). Судя по перечню его прямых и косвенных участников, дело затянется надолго и может стать одним из наиболее громких украино-российских конфликтов.

Однако громкие протесты миноритарных акционеров, как и в случае с исками против Вексельберга и Абрамова, способны создать временную "шумовую завесу". Возможно, отдельные украинские олигархи пытаются выиграть время, ожидая, что вскоре Юлия Тимошенко снова будет назначена на пост премьер-министра, пишет "Независимая газета".

Цена "сговора с целью подкупа"

Две недели назад миноритарные акционеры Никопольского завода феррославов (НЗФ) подали в Окружной суд Массачусетса (США) иск против бывшего владельца НЗФ Виктора Пинчука, его американских партнеров Джерри Маргулиса и Александра Новака, а также российских бизнесменов Вексельберга и Абрамова. Истцами выступили компании Athina Investments, Varkege Ltd и Wisewood Holding, которым принадлежит около 10% акций НЗФ. Бенефициаром всех трех кампаний в исковом заявлении указан Игорь Коломойский. Они обвинили Пинчука и его партнеров в подкупе украинских правительственных чиновников с целью не допустить возвращения НЗФ в госсобственность. В связи с этим якобы акционеры недополучили прибыль.

В иске, как и в сопровождающих его документах и заявлениях для СМИ, была обнародована сумма взятки - 50 млн долларов. Примечательно, что все обвинения изложены в иске исключительно в форме предположений или ссылок на СМИ. Газета "Ведомости" процитировала ту часть иска, в который в качестве аргумента был использован оборот: "Абрамов и Вексельберг регулярно дают взятки российским чиновникам при ведении дел в России". Тем не менее, истцы оценили нанесенный им ущерб в "сотни миллионов долларов".

За кадром разгорающегося сейчас скандала остается пока вопрос о причинах, побудивших близкие к лидеру украинского "Привата" компании начать судебные тяжбы, заведомо предполагая бурю встречных исков. Ни Игорь Коломойский, ни его представители пока не объяснили, какое отношение к убыткам близких к "Привату" миноритарных акционеров имеют влиятельные российские бизнесмены.

В данный момент нет информации о реакции других фигурантов дела на иск Коломойского. Можно предположить, что влиятельные украинские и российские бизнесмены, попавшие в список обвиняемых, как и "Ренова", готовят встречные иски против "Привата". Однако рассмотрение уже поданных исков пока не начато ни в американском, ни в российском судах.

Тимошенко против "Реновы" и "Евразхолдинга"

Единственное упоминание имен Вексельберга и Абрамова в контексте реприватизации украинского завода было сделано Юлией Тимошенко 9 июня 2005 года. Во время пресс-конференции она прокомментировала слухи о том, что якобы акционеры "Реновы" и "Евразхолдинга" решили создать совместное предприятие на паритетных началах, чтобы выкупить у Виктора Пинчука принадлежавший ему в то время контрольный пакет акций НЗФ. Тимошенко публично порекомендовала российским бизнесменам "в рискованные операции не входить", если у них "нет лишних денег". Она пояснила: "Согласно решению многих судов, 50%+1 акция НЗФ находится в госсобственности".

Важный нюанс состоит в том, что в июне суды не приняли решения относительно лишения Пинчука права собственности на НЗФ. А версия о том, что он вообще никогда не являлся владельцем контрольного пакета, была выдвинута в тот момент "Приватом". Заявление Тимошенко, по сути, засвидетельствовало, что она как минимум черпала сведения из источников "Привата". А предупреждение украинского премьера российским бизнесменам было расценено как поддержка усилий "Привата" по получению контроля над НЗФ.

Юридически ситуация оформлялась таким образом: конкуренты Пинчука заявили, что настоящий реестр акций завода ведет подчиненная "Привату" компания "Славутич-Регистратор" (хотя Верховный суд Украины к тому времени лишил эту компанию подобных функций), по данным которой контрольный пакет акций НЗФ находится в госсобственности, так как якобы никогда и не переходил в собственность Пинчука. Уже в августе, руководствуясь этими данными, "Приват" провел так называемое альтернативное собрание акционеров НЗФ, в ходе которого в руководство завода были назначены ставленники этой бизнес-группы.

Представители Пинчука расценили ситуацию как "силовой захват" завода, а суд на следующий день отменил решения нелегитимного собрания акционеров. Напомним, многотысячные акции протеста рабочих, которые выступили против действий "Привата", потребовали вмешательства президента и стали одной из причин отставки правительства Тимошенко.

В настоящий момент Виктор Пинчук готовится обжаловать решение о лишении его собственности в Европейском суде по правам человека, а президент и Верховная Рада поочередно принимают и блокируют решения о запрете на повторную приватизацию НЗФ.

Кому достанется НЗФ

История возвращения широко известного никопольского завода в госсобственность, начатая тогдашним премьером Юлией Тимошенко, давно стала причиной коррупционных скандалов на Украине. Причем в роли подозреваемого до сих пор чаще всего находились представители "Привата", которые якобы дирижировали реприватизационным процессом. Еще в декабре президент Ющенко недвусмысленно намекнул на коррупцию в кабинете Тимошенко, когда, комментируя ситуацию вокруг НЗФ, сказал о недопустимости начатых во времена ее премьерства "подковерных торгов".

Украинские СМИ в тот момент утверждали наличие неких бизнес-связей между правительством и группой "Приват". Обе стороны опровергли информацию СМИ. Однако показательно, что все бизнес-структуры, которые рассматривались в качестве потенциальных участников конкурса по повторной продаже НЗФ, отказались от комментариев на эту тему. И только представители "Привата" несколько раз публично заявили о готовности купить контрольный пакет акций завода, хотя к тому времени суд еще даже не вынес окончательное решение относительно права собственности на него.

Любопытно, что эта тема возникла вновь сейчас, когда Виктор Ющенко уже дважды ветировал принятые Верховной Радой законы, запрещающие повторную продажу НЗФ, а новый украинский парламент еще не сформирован. В марте группа "Приват" попыталась через днепропетровские суды провести решение о законности августовского альтернативного собрания акционеров и принятых им кадровых решений. В итоге один суд подтвердил легитимность голосования, а второй - признал незаконным само собрание.