Более десятка российских дипломатов, аккредитованных в Швеции, оказались шпионами, которые участвуют в психологической войне, которую Москва ведет со Стокгольмом, пытаясь "разрушать демократию" и манипулировать шведской общественностью
Global Look Press
Более десятка российских дипломатов, аккредитованных в Швеции, оказались шпионами, которые участвуют в психологической войне, которую Москва ведет со Стокгольмом, пытаясь "разрушать демократию" и манипулировать шведской общественностью Шпионаж России в Швеции и против нее расширился в связи с украинским кризисом
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Более десятка российских дипломатов, аккредитованных в Швеции, оказались шпионами, которые участвуют в психологической войне, которую Москва ведет со Стокгольмом, пытаясь "разрушать демократию" и манипулировать шведской общественностью
Global Look Press
 
 
 
Шпионаж России в Швеции и против нее расширился в связи с украинским кризисом
Moscow-Live.ru
 
 
 
СЭПО видит прямую связь между распространением в Швеции пропаганды и деятельностью России, которая, ведя войну на Украине и критикуя сближение Швеции с НАТО, своими публичными заявлениями делает попытки влиять на общественное мнение и на политику
Global Look Press

Более десятка российских дипломатов, аккредитованных в Швеции, оказались шпионами. Они участвуют в психологической войне, которую Москва ведет со Стокгольмом, пытаясь "разрушать демократию" и манипулировать шведской общественностью. Об этом говорится в ежегодном докладе Шведской службы государственной безопасности (СЭПО, SÄPO), представленном 17 марта 2016 года.

У России есть шпионы, которые были зарегистрированы в МИД Швеции в качестве дипломатов, а на самом деле являлись офицерами разведки. "Как правило, они работают на Главное разведывательное управление (ГРУ) или его гражданский эквивалент - Службу внешней разведки РФ (СВР)", - говорится в докладе, который цитирует шведская газета Dagens Nyheter.

По оценке подразделения Главного полицейского управления Швеции, занимающегося предотвращением преступлений против государственной безопасности, шпионами являются около трети российских дипломатов. В настоящее время Россия имеет 37 аккредитованных в Швеции дипломатов, таким образом, шпионами являются порядка 12. Некоторые из них были вынуждены покинуть страну, поскольку их деятельность противоречила Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года.

В марте 2014 года в докладе спецслужбы утверждалось, что Россия участвует в подготовке к войне со Швецией, а в докладе 2015 года говорилось, что от России исходит самая существенная для Швеции угроза шпионажа, однако только в докладе 2016 года появился специальный раздел "Российское влияние на общественное мнение и демократический процесс принятия решений", где Россия объявлена ответственной за усилившуюся в последнее время волну пропаганды и дезинформации.

В докладе отмечается, что к арсеналу традиционных методов шпионажа Россия добавила ресурсы психологической войны. Признавая, что в современном информационном обществе "различие между войной и миром стало нечетким", аналитики контрразведки предлагают считать общество, которым пытаются манипулировать иностранные агенты, находящимся в состоянии войны.

Шведская служба безопасности отметила намерение России "влиять на принятие политических решений и общественное мнение". Это, по оценке аналитиков службы, достигается за счет поддержки экстремальных движений и информационных кампаний по дезинформации, подрывающей доверие общества к избранной власти.

При этом в докладе подчеркивается, что Россия пытается осуществлять подобную деятельность "не только в Швеции". Напомним, что к аналогичным выводам пришли спецслужбы Германии, которые сообщили, что информационная война со стороны России ведется по составленному российскими спецслужбами списку стран Евросоюза, ослабленных какими-то проблемами. 

По мнению шведских аналитиков, в войне участвуют российские СМИ и информационные агентства, которые "являются инструментами российского правительства". В качестве примера в докладе приводится деятельность подконтрольных Кремлю телеканала Russia Today и радио Sputnik. Искаженная и ложная информация быстро усваивается, пишут аналитики. Это делается, когда СМИ передают данные без проверки, а затем их некритично подхватывают соцсети, в результате чего доверие общества к новостям снижается. "Того же эффекта удается достичь, если новостные сводки будут заполнены ерундой, цель которой состоит в том, чтобы посеять сомнения и размыть информационную картину", - говорится в докладе. В пример приводятся поддельные письма министра обороны Швеции Петера Хультквиста, в одном из которых он якобы поздравил компанию BAE Bofors с получением украинского заказа на артиллерийские орудия. Следы этой подделки, по данным источников издания, ведут в Санкт-Петербург.

СЭПО видит прямую связь между распространением в Швеции пропаганды и деятельностью России, которая, ведя войну на Украине и критикуя сближение Швеции с НАТО, своими публичными заявлениями делает попытки влиять на общественное мнение и на политику. В докладе указывается, что пророссийская пропаганда проникает в шведские соцсети и разделяет шведское общество.

Об усилении деятельности российских спецслужб на иностранных территориях заявляют многие страны. В октябре 2014 года Польша объявила о поимке своего офицера, которого заподозрили в шпионаже в пользу России, Чехия рассекретила российских шпионов, работавших под дипломатическим прикрытием.

Напомним, что командование Вооруженных сил Швеции в январе 2016 года заявляло о подготовке к открытому вооруженному конфликту, который может произойти "уже через несколько лет", причем главным потенциальным врагом называлась Россия, страдающая от низких цен на нефть, ослабления экономики и событий на Украине.

Впрочем, Россия не единственный источник угрозы для Швеции. Как пишет сегодня шведский таблоид Aftonbladet, самой большой угрозой для Швеции в СЭПО считают джихадистов, которые готовят теракты. Чтобы предотвратить нападения или угрозы против Швеции, Служба безопасности активизировала свою работу с Советом по вопросам миграции. Угрозу для безопасности представляет поток беженцев, в котором нужно выявлять людей, связанных с террористическими группировками, и отказывать им во въезде в страну. Для этого необходима методика определения потенциальных угроз и уменьшения рисков.