Адвокат Джулиана Ассанжа, Дженнифер Робинсон, заявила в интервью австралийскому телевидению, что ее клиент не покинет здание посольства Эквадора в Лондоне до тех пор, пока ему не будут предоставлены гарантии в том, что его не экстрадируют в США, пишет ABC News Australia. Днем раньше Ассанж намекал, что выйдет из своего добровольно-принудительного заточения в ближайшее время.
Во вторник, 19 августа, Робинсон заявила журналистам, что за два года постоянного пребывания в помещении - у эквадорской дипмиссии нет своего двора, где Ассанж мог бы гулять и заниматься спортом - у Ассанжа заметно ухудшилось здоровье, в частности его мучает сердечная аритмия, высокое давление и постоянный кашель. Несмотря на это, ему было отказано в праве посетить врача: стоит ему ступить за порог посольства, как он будет немедленно арестован.
При этом Робинсон подчеркнула, что именно отсутствие гарантий в том, что его не выдадут США, заставило Ассанжа искать политического убежища у эквадорских дипломатов.
Напомним, власти Швеции подозревают его в двух эпизодах совершения насильственных действий сексуального характера. Международный ордер на его арест был выдан в 2010 году, однако тогда Ассанж укрылся от шведской Фемиды в Великобритании. Последняя в свою очередь санкционировала его экстрадицию в Швецию, после чего он поселился в посольстве Эквадора в Лондоне. Основатель WikiLeaks убежден, что Швеция незамедлительно выдаст его властям США за публикацию секретной переписки Госдепартамента.
При этом Дженнифер Робинсон подчеркнула, что в сложившейся ситуации не понимает действий, вернее, бездействия шведской прокуратуры.
"Мы просили ее приехать в Лондон и допросить его тут, однако она (прокурор - прим. NEWSru.ru) отказалась". Робинсон напоминает, что по принципам европейского права в тех случаях, когда речь идет о возможном нарушении прав человека, как с Ассанжем, фактически лишенным свободы и доступа к медобслуживанию, прокурор обязан принимать все возможные меры, чтобы минимизировать такое нарушение. Шведский прокурор этого не сделала, несмотря на то, что закон позволяет ей провести допрос в Лондоне. Такой же точки зрения придерживается председатель Верховного суда Швеции.
Между тем обозреватель Independent Майк Харрис в своей статье, посвященной Ассанжу, косвенно оспаривает позицию его защитника.
Признавая заслуги Ассанжа, Харрис тем не менее пишет: "Ассанж остается узником собственного эго. Он не может смириться с тем, что наши суды тщательно изучили материалы дела и согласились, что он должен отправиться в Швецию для проведения расследования. Его требование к демократическому государству прислать судей и следователей в Лондон неприемлемы. Он не выше закона". Перевод материала публикует InoPressa.
Между тем эксперты отмечают, что озвученные в понедельник надежды Ассанжа и его защитников на скорый выход из здания эквадорского посольства связаны с недавними поправками в британский закон об экстрадиции, которые вступили в силу в августе. Об этом пишет The Hindustan Times.
В соответствии с ними, экстрадиция в государства "первой категории", в число которых входит и Швеция, будет блокирована, в частности, в том случае, если подозреваемому не предъявлены обвинения и не принято решение о начале судебного процесса. Напомним, что в связи с особенностями судопроизводства в Швеции Ассанжу до сих пор не были предъявлены обвинения в сексуальном насилии, в настоящее время дело зависло на стадии предварительного следствия.
Однако эксперты указывают на то, что поправки в любом случае не дадут Ассанжу права на беспрепятственный выход из посольства. Если бы они были принято до начала уголовного преследования Ассанжа, которое началось в 2010-м, то его выдача Стокгольму не состоялась бы. Однако международный ордер на его арест был выдан еще в 2010 году, а решение британского суда об экстрадиции Ассанжа в Швецию было принято летом 2012-го. Новые поправки при этом, как сообщается, не имеют обратной силы.