В парламенте Польши в среду состоится специальное заседание, посвященное расследованию причин катастрофы самолета Ту-154 президента Польши Леха Качиньского в связи с публикацией итогового отчета технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК) об обстоятельствах трагедии.
С докладом перед депутатами выступят премьер-министр республики Дональд Туск и глава МВД Ежи Миллер. Как сообщает РИА "Новости", заседание Сейма начнется в 17 часов по московскому времени.
Как ожидается, глава правительства представит "дорожную карту" действий, которые намерена предпринять Польша в ответ на российский доклад, оцененный польским премьером, как неполный, передает ИТАР-ТАСС. Ранее Дональд Туск выступил за начало переговоров с Москвой на предмет проработки общего отчета. Как заявил премьер, Чикагская конвенция дает Польше право поиска шанса на общую позицию и возможности добиваться, чтобы российская сторона учла замечания Польши.
- Министр транспорта Левитин: "Российской версии катастрофы нет"
- Российские диспетчеры не могли запретить Ту-154 посадку, но сделали всё возможное
- Записи открытого микрофона (скачать в формате pdf);
- Записи телефонных разговоров (скачать в формате pdf);
- Записи радиопереговоров (скачать в формате pdf)".
Напомним, на прошлой неделе пресс-секретарь польского правительства Павел Грась сообщил, что кабинет министров готовит ответ на формальные упущения, которые были допущены во время проработки российского доклада, его окончательного варианта и окончательной публикации. Грась пообещал как можно быстрее передать в Россию замечания, сделанные экспертами министерства юстиции, министерства иностранных дел, министром внутренних дел и администрации Ежи Миллером.
Как подчеркнул представитель правительства, отчет МАК содержит ряд формальных ошибок, в частности, касающихся упущений российской стороны, непринятием польских замечаний, передачи Польши не всех документов. По словам Павла Грася, Варшава теперь будет ожидать официального ответа от российской стороны и надеется, что реакция будет позитивной. В противном случае Польша будет рассматривать другие сценарии, подчеркнул представитель правительства, не исключив возможности обращения в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО).
Однако в ИКАО уже отвергли возможность рассмотрения документов по катастрофе под Смоленском, так как, согласно заявлению пресс-секретаря организации Дениса Чагнона, ИКАО занимается исключительно гражданскими вопросами, а полет польского Ту-154 был полетом государственным.
Представители входящих в правительство политических партий, тем временем, настаивают на обращении к международным организациям и экспертам. Глава Союза демократических левых сил Гжегож Наперальский выступил за встречу премьера с послами стран НАТО и Евросоюза, чтобы объяснить им польскую позицию. Партия призвала правительство использовать все имеющиеся юридические возможности, чтобы объективно представить польским гражданам и международному общественному мнению все обстоятельства катастрофы под Смоленском.
Оппозиционная партия "Закон и справедливость", в свою очередь, предлагает создать международную комиссию и обратиться за помощью экспертов из США, НАТО и ЕС. Кроме этого, оппозиционеры выразили вотум недоверия министру обороны республики Богдану Клиху, который, по их мнению, не предпринял никаких действий в защиту чести польских офицеров. Оппозиция требует отставки Клиха.
Министр транспорта Левитин: "Российской версии катастрофы нет"
Напомним, 12 января МАК обнародовал итоговый отчет о расследовании обстоятельств катастрофы Ту-154 под Смоленском. Специалисты пришли к выводу, что падение самолета произошло в результате действий экипажа, который в условиях психологического давления принял решение о посадке в неблагоприятных погодных условиях.
В докладе МАК были учтены технические замечания польской стороны, однако некоторые политические деятели и эксперты в Польше выступили с критикой документа, посчитав, что в ходе расследования были приняты к сведению не все обстоятельства и важные данные, на которые Варшава просила обратить внимание в своем ответе к проекту отчета МАК.
Польская сторона в минувший вторник представила свою версию крушения самолета. В отчете министр внутренних дел и администрации Польши Ежи Миллер, возглавляющий польскую правительственную комиссию, расследующую обстоятельства катастрофы, фактически возложил всю вину на российских диспетчеров. По словам Миллера, они "действовали под большим давлением и совершили много ошибок, не оказав поддержки экипажу во время подхода на посадку в трудных погодных условиях". При этом комиссия не уточнила, кто именно "давил" на диспетчеров. Польша, как ранее МАК, накануне также представила видеореконструкцию полета.
На видеореконструкции были продемонстрированы кадры посадки на смоленском аэродроме первого польского самолета Як-40, которая происходила без разрешения от диспетчера. Также видеореконструкция демонстрирует, как диспетчер еще до захода на посадку самолета Леха Качиньского звонит в Москву и рассказывает о плохих погодных условиях, о том, что необходимо сказать экипажу Ту-154 о запасном аэродроме Внуково.
При показе другой реконструкции, рассказывающей о заходе на посадку российского самолета Ил-76, который в итоге решил уйти на запасной аэродром, слышны ругательства в комнате диспетчеров. Согласно видеоинсталляции, команда "горизонт" для польского Ту-154 не была дана вовремя, как и до этого для российского Ил-76, сообщает газета "Московский комсомолец".
В ответ на обвинения Польши МАК пошел на беспрецедентный шаг и опубликовал записи переговоров смоленских диспетчеров перед катастрофой.
Как подчеркнул в эфире радиостанции "Эхо Москвы" глава Министерства транспорта (Минтранс) РФ Игорь Левитин, заключение технической комиссии МАК по катастрофе под Смоленском не является российской версией произошедшего.
"Российской" версии нет. Есть заключение технической комиссии МАК. Это независимый орган, который выбран российской и польской сторонами для проведения независимого расследования", - сказал глава ведомства, отметив, что версия российской стороны может появиться только после завершения следственных действий по уголовному делу. Левитин также сообщил, в комиссии МАК работали 25 польских специалистов.
Российские диспетчеры не могли запретить Ту-154 посадку
Как следует из расшифровки переговоров, опубликованных МАК, российские диспетчеры предупреждали экипаж "борта №1" о плохих метеоусловиях и предлагали уйти на второй круг, но поляки не стали слушать эти рекомендации. По существующим правилам диспетчеры не могут давать указания самолету другой страны, за экипажем которого остается право на принятие окончательного решения.
Из расшифровки следует, что решение о приземлении принимал экипаж польского самолета, пишет газета "Комсомольская правда". О погоде в районе аэропорта польский экипаж был предупрежден за полчаса до приземления, на подлете данные по условиям были уточнены, однако Ту-154 все-таки решил садиться.
МАК опубликовал переговоры диспетчеров с экипажем Ту-154 и с Москвой в период с 08:38 до 10:43 утра, когда самолет упал.
В 9:25, когда пытается сесть российский Ил-76, метеообстановка резко меняется, и самолет уходит на второй заход с минимальной высоты. Диспетчеры констатируют, что территорию накрыл туман: "Ты глянь, накрыло мгновенно".
В 09:29 диспетчеры сообщили экипажу Ту-154, что туман висит "волнами". При этом кто-то из диспетчеров эмоционально возмущается: "Ну откуда туман в 10 часов, б…, дурдом".
В 09:40, когда становится известно, что Ил-76 ушел на запасной аэродром, диспетчеры переговариваются о том, что вылетает польская "Тушка": "Они к нам не запрашиваются, они летят сами, надо им передать, что нас закрыло". Из этих переговоров следует, что экипаж Ту-154 перед вылетом не запросил у российской стороны даже метеоусловий.
После сообщения оперативного дежурного, что Ту-154 вылетел из Польши в 9:27 диспетчер говорит: "Ну тогда надо ему запасной искать", добавляя: "Контрольный заход-то он сделает, вопросов нет, до своего минимума. Но у нас нет ни минимума по данной… ничего нет". Тогда же диспетчеры определяют в качестве запасного для Ту-154 столичный аэродром "Внуково".
В 09:53 руководитель полетов просит оперативного дежурного обратиться в главный центр с тем, чтобы экипажу польского самолета передали быть готовым к уходу на запасной аэродром.
В течение десяти минут с 10:12 руководитель полетов смоленского аэродрома "Северный" пытается выяснить, где будет садиться польский лайнер. Когда же становится ясно, что приземляться он намерен здесь, один из диспетчеров говорит: "Нельзя его здесь сажать". Руководитель полетов просит главный центр передать польскому экипажу, что видимость в районе аэродрома всего 400 метров: "Чего его к нам-то сейчас гнать?.. …Если он еще русский не знает, блин, то это будет вообще…"
Только в 10:23 на связь со смоленскими диспетчерами впервые выходит польский экипаж. Ему предлагают в качестве запасного аэродромы в Витебске или Минске. Командир запрашивает условия, температуру, давление и просит попробовать подход.
В 10:31 один из абонентов просит диспетчера предупредить поляков, что о своем решении они должны доложить на высоте не ниже 100 метров. "Я бы на месте Москвы сюда не гнал", - говорит контроллер. В ответ кто-то из абонентов говорит, что это решение борта №1 Леха Качиньского.
В 10:37 экипаж Ту-154 сообщает, что делает четвертый поворот перед посадкой. Один из диспетчеров констатирует, что метеобстановка стала еще хуже. "Он не зайдет, - говорит диспетчер, обращаясь к коллеге. - Ты главное дай ему на второй круг. А там дальше, сам принял решение, пусть сам и решает".
В 10:40 слышны команды: "Горизонт! Контроль высоты! Горизонт". Больше экипаж Ту-154 не вышел на связь. В 10:42 диспетчеры говорят, что самолет упал левее дороги после того, как начал уходить на второй круг.