Стенограмма июльского телефонного разговора президентов США и Украины Дональда Трампа и Владимира Зеленского специально была помещена в базу для особо секретных документов
PBS NewsHour / YouTube
Стенограмма июльского телефонного разговора президентов США и Украины Дональда Трампа и Владимира Зеленского специально была помещена в базу для особо секретных документов Такое мнение выразил во вторник сотрудник Совета национальной безопасности (СНБ) Белого дома Александер Виндман
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Стенограмма июльского телефонного разговора президентов США и Украины Дональда Трампа и Владимира Зеленского специально была помещена в базу для особо секретных документов
PBS NewsHour / YouTube
 
 
 
Такое мнение выразил во вторник сотрудник Совета национальной безопасности (СНБ) Белого дома Александер Виндман
PBS NewsHour / YouTube
 
 
 
Владимир Зеленский и Дональд Трамп, сентябрь 2019 года
The White House / Flickr

Стенограмма июльского телефонного разговора президентов США и Украины Дональда Трампа и Владимира Зеленского специально была помещена в базу для особо секретных документов. Такое мнение выразил во вторник сотрудник Совета национальной безопасности (СНБ) Белого дома Александер Виндман.

"Думаю, это было сделано намеренно, но еще раз, это предназначалось для того, чтобы избежать утечки данных", - заявил он на слушаниях в специальном комитете по разведке Палаты представителей Конгресса США, проводимых в рамках процедуры импичмента. Виндман при этом заявил, что подобные действия не являются чем-то беспрецедентным, передает ТАСС.

"Это не было беспрецедентно, иногда, если вы хотите ограничить доступ [к данным] <...>, вы помещаете их в защищенную систему", - пояснил он.

Мнение Виндмана расходится с точкой зрения бывшего старшего директора по России СНБ Тима Моррисона. На закрытых слушаниях в конце октября он заявлял, что рекомендовал советникам СНБ Джону Айзенбергу и Майклу Эллису ограничить доступ к данным об июльском телефонном разговоре, однако, по его словам, в базу для секретных документов стенограмма попала "по ошибке".

Александер Виндман также сказал, что бывший украинский генеральный прокурор и адвокат американского президента распространяли ложную информацию, которая подрывала политику Соединенных Штатов.

"Весной 2019 года мне стало известно о двух ведущих подрывную деятельность лицах - о занимавшем на тот момент пост генпрокурора Украины Юрии Луценко и бывшем мэре [Нью-Йорка] и личном адвокате президента Трампа Рудольфе Джулиани, которые распространяли ложную информацию, подрывающую политику США в отношении Украины. СНБ и его ведомства-партнеры, включая Госдепартамент, все больше беспокоятся о том, какое влияние такая информация оказывает на способность нашей страны достичь наших целей в области национальной безопасности", - сказал Виндман.

Он отметил, что находился среди тех сотрудников СНБ, которые слушали июльский телефонный разговор Трампа и украинского президента Владимира Зеленского. "Меня обеспокоил этот звонок. То, что я услышал, было неправомерно. Для президента Соединенных Штатов неправомерно требовать от иностранного правительства вести расследование в отношении гражданина США и своего политического противника", - считает сотрудник СНБ.

По его мнению, Зеленский мог интерпретировать просьбу Трампа о расследовании как приказ, учитывая "неравенство в положении двух лидеров". Виндман считает, что расследование Киева в отношении бывшего вице-президента США Джозефа Байдена, "несомненно, привело бы к тому, что Украина потеряла бы поддержку обеих партий [в Конгрессе США], подрыву национальной безопасности США и продвижению стратегических целей России в регионе".

Он рассказал, что в июле за две недели до телефонного разговора Трампа и Зеленского американский постпред при ЕС Гордон Сондлэнд попросил украинскую сторону "предоставить результаты расследования" в качестве условия для проведения встречи двух лидеров в Белом доме. "Я сказал постпреду Сондлэнду, что это нецелесообразно и не имеет никакого отношения к национальной безопасности. [Бывший старший директор по России СНБ Фиона] Хилл также заявила, что его слова были неправомерными", - отметил сотрудник СНБ.

С Виндманом, который считает июльский разговор президентов крайне необычным, согласна и одна из помощниц вице-президента США Майкла Пенса Дженнифер Уильямс. Она признала, что в разговоре затрагивались внутриполитические вопросы, и это настораживало.

"Во время показаний, которые я давала в ходе закрытых слушаний (7 ноября. - Прим. ТАСС), члены комитета интересовались моим мнением <...> относительно телефонного звонка, который состоялся 25 июля. Как я заявила тогда, я сочла телефонную беседу необычной, потому что в отличие от других президентских звонков, за которыми я наблюдала, в нем обсуждалось то, что казалось внутриполитическим вопросом", - сказала она на слушаниях в специальном комитете по разведке Палаты представителей Конгресса США, проводимых в рамках процедуры импичмента.

На закрытых слушаниях в начале ноября Уильямс назвала телефонную беседу Трампа с Зеленским не только необычной, но и "неподобающей". Об этом стало известно в выходные, когда была опубликована их стенограмма. Трамп раскритиковал Уильямс за эти слова и посоветовал ей "прочитать обе расшифровки разговоров между президентами, а также посмотреть недавно сделанное Украиной заявление".

13 мая Уильямс стало известно, что "Трамп решил, будто вице-президент не будет присутствовать на инаугурации" Зеленского, которая должна была состояться через неделю. О причинах этого решения Уильямс не сообщили.

Июльский телефонный разговор президентов США и Украины стал поводом для начала процедуры импичмента в отношении американского лидера. Как считают политические оппоненты Трампа, он пытался убедить собеседника начать разбирательство по поводу деятельности Хантера Байдена - сына бывшего вице-президента США Джозефа Байдена - на Украине в обмен на оказание финансовой и военной помощи Киеву.

Джозеф Байден сейчас входит в число наиболее вероятных конкурентов Трампа на предстоящих в ноябре 2020 года президентских выборах. Поэтому, по мнению демократов, нынешний хозяин Белого дома, оказывая давление на Зеленского, по сути, стремился заручиться поддержкой Киева в желании переизбраться на второй срок.