ЕСПЧ впервые признал российскую правозащитную организацию "Агора" заявителем вместо умершего заключенного
Global Look Press
ЕСПЧ впервые признал российскую правозащитную организацию "Агора" заявителем вместо умершего заключенного
 
 
 
ЕСПЧ впервые признал российскую правозащитную организацию "Агора" заявителем вместо умершего заключенного
Global Look Press

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) во вторник, 20 сентября, впервые признал российскую правозащитную организацию - международную правозащитную группу "Агора" - заявителем вместо умершей жертвы. Об этом NEWSru.ru сообщили в пресс-службе другой правозащитной организации - "Зоны права", учрежденной участницами Pussy Riot Надеждой Толоконниковой и Марией Алехиной, партнером которой является "Агора".

Суд в Страсбурге постановил, что российские власти нарушили статью 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, так как в челябинской колонии не была оказана медицинская помощь осужденному Владимиру Кондрулину, который умер от рака. Кроме того, была нарушена ст. 34 конвенции ("Воспрепятствование обращению в ЕСПЧ").

Владимир Кондрулин в марте 2012 года был осужден в Магнитогорске на 13 лет и 10 месяцев тюремного заключения за разбой и причинение тяжкого вреда здоровью. В колонии у него обнаружили рак предстательной железы, прогрессирование метастазы и паховые лимфатические узлы. Тюремные врачи констатировали, что в условиях пенитенциарной системы качественное лечение провести невозможно.

Хотя диагноз заключенного входил в утвержденный правительством перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, Металлургический районный суд Челябинска и Челябинский областной суд в апреле отказались удовлетворить ходатайство об освобождении осужденного в связи с тяжелой болезнью.

Летом 2015 года Европейский суд по правам человека, куда обратился Кондрулин, потребовал от российских властей оказать ему экстренную медицинскую помощь. Однако в сентябре того же года 61-летний мужчина скончался в туберкулезной больнице Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний (ГУФСИН) по Челябинской области.

О ситуации с ненадлежащим лечением тяжелобольных осужденных занимавшая тогда должность уполномоченного по правам человека в России Элла Памфилова доложила президенту РФ Владимиру Путину. В качестве примера она привела ситуацию с Кондрулиным.

Несмотря на это, уполномоченный РФ при Европейском суде, заместитель министра юстиции России Георгий Матюшкин поспешил заявить, что в отсутствие родственников жалоба Кондрулина не подлежит дальнейшему рассмотрению в ЕСПЧ, говорится в пресс-релизе "Зоны права". Матюшкин заверил, что российские власти, предоставив медицинскую помощь осужденному, "выполнили свои обязательства".

Международная правозащитная группа "Агора" обратилась в ЕСПЧ с просьбой продолжить рассмотрение жалобы. При этом требование о присуждении компенсации морального вреда не было заявлено в связи со смертью осужденного и отсутствием у него близких родственников.

Европейский суд, рассмотрев дело, решил, что жалобы в ЕСПЧ имеют моральный аспект, в том числе для лиц, представляющих интересы пострадавших, которые могут быть заинтересованы в том, чтобы справедливость восторжествовала даже после смерти заявителя.

Интересы Кондрулина с самого начала представляли юристы "Агоры" - адвокат Андрей Лепехин и юрист Сергей Петряков. В итоге ЕСПЧ решил, что ввиду исключительных обстоятельств и серьезности обвинений в адрес российских властей "Агора" имеет подсудность в процессе по жалобе. В противном случае создавался риск того, что факты серьезного нарушения конвенции не были бы рассмотрены и что государство-ответчик могло уйти от ответственности, отмечается в пресс-релизе.

По данным правозащитников, ЕСПЧ также сделал ссылку на свое решение от 12 июля 2014 года по жалобе "Кампенау против Румынии". Речь в ней шла о молодом человеке, который умер после издевательств в больнице и не имел других законных представителей, кроме правозащитников. Судьи в Страсбурге постановили, что сотрудники местной НКО Interrights вправе представлять интересы Кампенау при дальнейшем разбирательстве. Дело касалось смерти в 2004 году Валентина Кампенау, 1985 года рождения. Суд решил, что Кампенау, который вырос в детдоме, был ВИЧ-позитивным и страдал серьезным психическим заболеванием, не была оказана необходимая медицинская помощь.

Правозащитный проект "Зона права" ведет десятки дел в разных регионах России, речь в которых, в частности, идет о помощи смертельно больным осужденным, о пытках в колониях и полиции, о врачебных ошибках с тяжелыми последствиями и поддержке осужденных политических активистов.

Руководитель "Агоры" Павел Чиков в интервью газете "Коммерсант" в прошлом году отмечал, что в производстве "Агоры" и "Зоны права" находятся дела 30 тяжелобольных заключенных, не имеющих родственников. Он отмечал, что в России только в колониях ежегодно умирает около пяти тысяч человек, а "сколько людей гибнет в ОВД, вообще неизвестно". "У многих из них нет родственников, что не позволяет отстаивать их интересы даже после смерти на уровне Страсбурга", - сказал тогда правозащитник, добавив, что на компенсацию в таких делах "Агора" претендовать не будет, поскольку намерена действовать в общественных интересах.